DARPA GXV-T:
подвижность вместо брони

В 2014 году Агентство перспективных оборонных исследований США (DARPA) рассекретило новый проект — Ground X-Vehicle Technology (GXV-T), детали которого продолжают последовательно раскрываться. 27 Март 2015, 19:01

Согласно проекту GXV-T Агентство разрабатывает наземную колесную бронированную машину, где для защиты от угроз будет использоваться основной принцип Survivability through Agility — «защищенность с помощью подвижности». Перспективную боевую машину предполагается наделить и другими свойствами, комплекс которых позволит ей стать неуязвимой на поле боя, а также с высокой эффективностью поражать цели противника. Формально задачи программы выглядят следующим образом:
   • уменьшить вес и размеры бронемашины по сравнению с имеющимися аналогами на 50%;
   • вдвое уменьшить численность экипажа;
   • на 100% увеличить скорость бронемашины;
   • сделать машину, способную передвигаться по 95% земной поверхности;
   • снизить заметность машины, затрудняя ее обнаружение и обстрел.

Для этого DARPA ведет исследования по четырем направлениям.
1. Radically Enhanced Mobility («радикально увеличенная подвижность») — возможность передвижения по пересеченной местности, включая сложные спуски и подъемы, на предельной скорости, при этом осуществляя маневры в любых направлениях и трех измерениях.
2. Survivability through Agility («защищенность с помощью подвижности») — система автономной защиты от угроз путем активного маневрирования и усиления бронирования в точке предполагаемого попадания снаряда, если встречи с ним не избежать.
3. Crew Augmentation («помощь экипажу») — улучшенная физическая защищенность экипажа и его ситуационная осведомленность; полуавтономная помощь механику-водителю в решении сложных ситуаций. Предполагается, что такая система значительно снизит нагрузку на водителя, а также позволит сесть за руль любому солдату без обучения — система управления самостоятельно выберет оптимальный маршрут и, вероятно, предотвратит аварию в случае чрезмерно агрессивного вождения.
4. Signature Management («управление заметностью») — уменьшение сигнатуры бронемашины в видимом, ИК-, радиодиапазонах, а также снижение шумности.
Художественный эскиз внешнего вида перспективной машины от DARPA

Если четвертый пункт достаточно очевиден, то первые три вызывают особый интерес. Современные тенденции, направленные на наращивание защищенности путем навески активной брони и установки прочих систем, привели к чрезмерному увеличению габаритов и массы бронемашин. Здесь показателен проект боевой машины пехоты GCV, создаваемой компаниями General Dynamics, BAE Systems, работы по которому прекратились в феврале 2014 г. (Об этом проекте Technowars неоднократно писал — в частности, в статье «GCV: перспективы тяжелой боевой машины» из #05/2013.) В процессе разработки масса перспективной БМП перевалила за 80 тонн (т. е. намного превышала бы массу самых тяжелых основных боевых танков армий западных стран), что сделало бы транспортировку и обслуживание GCV слишком сложными, а ввиду уменьшившейся подвижности под вопросом была и ее живучесть на поле боя, несмотря на тяжелое бронирование.

«Задача программы GXV-T заключается не только в усовершенствовании или разработке замены одной какой-то бронемашины — речь идет о том, чтобы сломать саму парадигму наращивания бронирования и создать революционный принцип подхода к защите боевых машин, — комментирует Кевин Мэсси (Kevin Massey), программный директор DARPA. — Вдохновленные тем, как программа X-plane (разработка высокоскоростного летательного аппарата вертикального взлета и посадки — прим. Technowars) улучшает возможности ЛА, мы планируем провести инновационные исследования и разработки, которые помогут сделать перспективные бронемашины значительно более мобильными, эффективными, безопасными и доступными по цене».

Художественный эскиз внешнего вида перспективной машины от DARPA

Новый подход, предложенный DARPA, предусматривает защиту перспективной машины из четырех эшелонов: «не заметил», «не захватил цель», «не попал», «не пробил». У традиционного танка их, по мнению Агентства, два: «не попал», «не пробил». Это несколько схематичный подход к проблеме защищенности современных ОБТ, так как помимо систем защиты (комплексов оптико-электронного подавления, дымовых гранат, активной защиты) и тяжелого бронирования (включающего в себя динамическую броню и новые виды комбинированной брони) предпринимаются меры по снижению заметности традиционных бронемашин во всех диапазонах электромагнитных волн. К тому же развиваются и средства поражения бронемашин — если маневрирующая быстродвижущаяся цель, скрывающаяся в складках местности, способна обмануть оператора ПТРК или избежать прямого попадания снаряда из танковой пушки, то самонаводящиеся противотанковые ракеты третьего поколения, атакующие цель сверху (и, соответственно, не нуждающиеся в прямой видимости на нее), вполне способны с машинами по концепции GXV-T бороться.

Конечно, захват цели и наведение на нее возможны при наличии достаточной тепловой или радиозаметности, которые разработчики GXV-T будут стараться уменьшить. Также вызывает сомнение способность такой машины противостоять даже огню из стрелкового оружия, так как противопульная броня резко повысит массу перспективного транспортного средства и сделает его неспособным к энергичным маневрам. Кстати, свой вариант ПТРК третьего поколения с инфракрасной головкой самонаведения совсем недавно представили и китайские инженеры на выставке вооружений Airshow China 2014. Комплекс Red Arrow 12 (HJ-12) с ракетой, оснащенной тандемной боевой частью, способен поражать быстродвижущиеся цели на любой поверхности в любых погодных условиях.

Иллюстрация, на которой DARPA показыват принцип защиты перспективной машины из четырех эшелонов: «не заметил», «не захватил цель», «не попал», «не пробил». У традиционного танка (изображенного в виде модификации Т-90) их, по мнению Агентства, два: «не попал», «не пробил».

Судя по видеопрезентации некоторых возможностей футуристической боевой машины, в арсенал средств избежания поражения GXV-T неуправляемыми снарядами после их обнаружения бортовым радаром будут входить резкая остановка и даже «приседание» (быстрое изменение клиренса, которое буквально вжимает машину в землю).
Можно предположить, что изменится и тактика применения GXV-T. Вероятно, новые боевые машины будут действовать в концепции «рой», за счет высокой скорости атакуя цели с различных ракурсов, поражая их в наиболее уязвимые точки. Этому будет способствовать концепция «помощь экипажу», когда полуавтономная система управления позволит разгрузить экипаж GXV-T, позволяя ему сосредоточиться на выполнении боевой задачи, а не на вождении.

Любопытным в концепции, на первый взгляд кажущейся почти фантастической, является то, что все необходимые для ее реализации технологии уже существуют. К примеру, ходовая часть с независимой подвеской, большим ходом амортизаторов и электродвигателями, расположенными непосредственно в колесах, применяется в бронемашине Oshkosh L-ATV, созданной в рамках конкурса, объявленного Армией США по разработке замены легкой бронемашине Humvee (читайте статью «JLTV: как развивается программа» в Technowars #10/2013). В L-ATV использована гибридная дизель-электрическая силовая установка, в которой высокоэффективный электрогенератор приводится в движение дизельным двигателем. Помимо значительного упрощения трансмиссии, такая схема имеет высокую экономичность.

Видеопрезентация некоторых возможностей GXV-T

Портативные радары, способные засекать артиллерийские снаряды и мины на значительных расстояниях, уже существуют. Сделать их еще легче и компактнее позволят новейшие достижения в области микроэлектроники — например, интегральные усилители мощности субмиллиметрового диапазона, разработанные по инициативе того же DARPA.

Автономные системы управления наземными транспортными средствами в настоящее время бурно развиваются, и на сегодняшний день препятствием для создания высокоскоростных наземных роботов является скорее не несовершенство аппаратной части, а отсутствие эффективных алгоритмов анализа данных, поступающих с лидаров, сканирующих местность (о способах решения одной из таких проблем можно прочесть в статье «Лидар: обнаружение и анализ отрицательных перепадов высот рельефа» в спецвыпуске Technowars #09/2014).

Норвежская армия экспериментирует с управлением БМП, используя в качестве панорамы механика-водителя очки искусственной реальности Oculus Rift и набора видеокамер

Управление бронемашиной М113 с помощью системы
дополненной реальности

«Стеклянный кокпит» перспективной машины также не является чем-то революционным. Системы дополненной реальности, синтезирующие изображение, полученное с камер, и наложенную на него компьютерную картинку, известны уже давно. Вполне вероятно, что подобная система обзора, состоящая из многочисленных камер, видеопроцессора и экранов в кокпите, будет иметь меньший вес, чем панорамное остекление места механика-водителя — ведь на долю бронестекол приходится значительная часть массы современной бронемашины. Подобная система уже тестируется в норвежских вооруженных силах, где на очки виртуальной реальности Oculus Rift мехвода выводится изображение с массива стереовидеокамер, расположенного на броне БМП. Любопытно, что для экспериментов норвежские военные используют коммерчески доступные решения: очки стоимостью несколько сотен долларов, РС и камеры можно купить в компьютерном магазине. При этом водителю обеспечивается стереоскопическое и широкоугольное зрение, а боевая машина вокруг словно исчезает. Естественный поворот головы переключает камеру — источник изображения.

GXV-T движется по пересеченной местности в полуавтономном и автономном режимах

В случае с GXV-T может внезапно произойти революция, подобная той, которую устроила несколько лет назад компания Apple, выпустившая на рынок смартфон iPhone. Ведь все использовавшиеся в нем технологии (емкостной дисплей с поддержкой нескольких касаний, управление пальцами, «иконочный» интерфейс операционной системы, магазин приложений и контента, и т. д.) были известны и ранее, но существовали порознь. Соединившись же в одной концепции, вместе они приобрели совершенно новые качества и превратились в удобный аппарат с интуитивно понятным управлением, сильнейшим образом повлиявший на сам принцип человеческих коммуникаций и ставший их символом. Если революции не произойдет, новые разработки DARPA могут стать основой оборонных систем будущего, о свойствах которых мы можем сейчас лишь фантазировать.

GXV от TARDEC

Весной 2014 г. была рассекречена презентация, выполненная Центром проектирования бронетанковой техники США (TARDEC) в интересах DARPA (что в сентябре 2014 г. и подтвердил Центр), в которой в виде художественного концепта показывалось, как перспективная машина GXV маневрирует и отвечает на угрозы. Согласно эскизам TARDEC, машина имела четыре независимых гусеничных трака на амортизирующих стойках с большим ходом, а также боевой модуль со сменным набором вооружения. GXV предполагалось выполнить достаточно компактным и легким, чтобы транспортный самолет C-17 Globemaster III мог нести восемь таких машин. GXV от TARDEC способен распознавать блики прицелов и поражать стрелков, за счет маневренности и скорости автоматически покидать точки предполагаемого падения артиллерийских снарядов в случае обнаружения огня вражеской артиллерии, сбивать летящие в него противотанковые ракеты (вероятно, с помощью комплекса активной защиты), иметь сверхвысокую проходимость и др. Можно предположить, что все эти качества ожидаются и от GXV-T разработки DARPA.