Профессии будущего

Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив определили более сотни новых профессий, которые станут актуальными к 2030 году 31 Март 2015, 23:43

Данная статья использует материалы «Атласа новых профессий», созданного по результатам исследования «Форсайт Компетенций 2030». Исследование проводилось Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив.

В мае 2012 года Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив (АСИ) запустили проект «Форсайт компетенций 2030». В масштабном исследовании приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов. Приоритетной целью «Форсайта» значилось определение востребованных профессий в 19 отраслях экономики.

В ходе реализации проекта его участники обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые области знаний и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атласе новых профессий», официально представленном в октябре этого года. На страницах опубликованного документа перечислены 130 новых профессий, которые станут актуальными в кратко- и среднесрочной перспективе (до 2020 года и далее).
Авторами идеи проведения исследования выступили профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша и директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков.


«Важно понимать, куда идет рынок труда, какие профессии будут востребованы в будущем, как будут развиваться конкретные отрасли, какие универсальные навыки и знания нужно иметь для того, чтобы быть успешным. У нашей команды есть понимание, что нужно отвечать не только на вопрос „как учить?”, но и „чему учить?”. Собственно, из второго вопроса и возникла идея провести системное исследование»
Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив
По словам Лукши, проведенное исследование и разработанная в его ходе методика являются одними из самых передовых в мире. Аналогичные проекты имеются и за рубежом — в Бразилии, Канаде, Ирландии, — однако российский проект по числу выявленных «профессий будущего» является самым масштабным.

«В прошлом году совместно с Международной организацией труда мы начали тиражирование методики нашего форсайта, использованного при составлении „Атласа”, — поделился перспективами развития проекта Павел Лукша. — И сейчас проводим два пилотных проекта — в Армении и Вьетнаме. Со следующего года, я надеюсь, что у нас начнется работа по „Атласу новых профессий БРИКС”. Уже сейчас это внесено в протокол по сотрудничеству стран, входящих в группу, как один из проектов».

Несмотря на то, что «Атлас» перечисляет сугубо гражданские профессии, некоторые из полученных результатов исследования можно применить и к военным специальностям. Так, создатели проекта не скрывают, что заинтересованные ведомства могут извлечь пользу из информации, имеющей отношение к таким отраслям как робототехника, авиация, ИТ и медицина. Более того: есть масса военно-технологических решений, которые могут задействовать результаты и из других профессиональных отраслей, перечисленных в «Атласе новых профессий».

Полная версия «Атласа новых профессий» - atlas.pdf

В этом отношении интересно, что попытку заглянуть в недалекое будущее также предприняло сугубо военное ведомство — Министерство обороны Великобритании. Составители отчета пришли к тем же выводам, что и российские исследователи, но не углублялись в анализ будущих профессий. Британские ученые лишь предположили все большее размытие границ между оффлайн- и онлайн-обучением, повышение универсальности получаемых знаний, повышение роли коучинга и изменение критериев тестирования при приеме сотрудников на работу (преимущество будут иметь когнитивные способности, а не опыт работы).

Форсайт (от англ. „foresight” — взгляд в будущее, предвидение) —социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам создать совместный прогноз развития отрасли, региона или страны, и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего. Обычно выделяют три основных принципа форсайта:
     • будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;
     • будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон;
     • есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

По словам Павла Лукши, опубликованный документ можно считать промежуточной редакцией. Получив обратную связь от целевой аудитории, рабочая группа подготовит окончательную версию «Атласа».

«В конце этого года мы должны закончить российский проект. Например, будут добавлены профессии для 7 других отраслей. А затем, в начале следующего года, издадим его обновленную редакцию... В 2015 году мы начнем совместную работу с Бразилией, Индией, Китаем — подобное сотрудничество позволит понять, что будет происходить с экономикой и сможем ли мы эффективно взаимодействовать со странами БРИКС в плане профессиональной подготовки людей», — говорит Павел.

Потенциальную аудиторию пользователей «Атласа», по мнению представителей рабочей группы проекта, составляют учащиеся вузов, и прежде всего — абитуриенты, которым предстоит определить свой будущий род деятельности. Кроме того, документ сможет упростить задачу формирования учебных программ для руководства средних и высших учебных заведений: критический подход в их случае позволит максимально соответствовать меняющимся запросам современной экономики. Наконец, «Атлас» может быть весьма полезным инструментом для специалистов и компаний, работающих в области профориентации.

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

Развитие транспортной инфраструктуры переходит на новую ступень. Возрастают требования общества к скорости, безопасности, комфорту и экономичности перемещений на малые и большие расстояния. Интеллектуальные системы становятся неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры как в управлении дорожным движением, так и в управлении транспортными средствами. На дороги выходят беспилотные автомобили — более безопасные и предсказуемые, чем автомобили под управлением человека.

Кроме этого, в производстве транспортных средств и строительстве дорог начинают применяться новые материалы — адаптирующиеся покрытия дорог, облегченные сверхпрочные дорожные конструкции и обшивка автомобилей и вагонов. Развиваются технологии быстрого перемещения, особенно в ж/д транспорте, что создаст конкуренцию с авиацией на малых расстояниях.

Интеллектуальные системы становятся неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры как в управлении дорожным движением, так и в управлении транспортными средствами

Что же принесут с собой эти изменяющиеся технологии?

• Высокоскоростной ж/д транспорт
• Глобальная логистика грузов (в том числе на основе меток радиочастотной идентификации)
• Беспилотные легковые и грузовые автомобили
• Умные дороги с адаптивным покрытием
• Электромобили в городах
• Сканирование грузов без вскрытия упаковки

Где можно получить базовое образование, чтобы стать таким специалистом?

     • Московский государственный университет путей сообщения
     • Московский государственный технологический университет (МГТУ «Станкин») (направление «Системы автоматизированного проектирования»)
     • Дальневосточный государственный университет путей сообщения
     • Московский автомобильно-дорожный институт
     • Московский государственный институт электроники и математики
     • Сибирский федеральный университет
     • Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова (ИжГТУ) (направление «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования»)

Некоторые работодатели на территории РФ в сфере наземного транспорта

Транспортно-логистические компании и эксплуатация дорог:
     • «РЖД»
     • «Автодор»
     • Первая грузовая компания
     • Компания «ПЭК»
     • «Федеральная пассажирская компания»
     • «Московский метрополитен»
     • «ДСК «Автобан»

Производители транспортных средств:
     • Группа «СОЛЛЕРС»
     • Группа «АвтоВАЗ»
     • Группа «ГАЗ»
     • «КАМАЗ»
     • Корпорация «Русские машины»
     • Группа компаний «Рольф»
     • «Форд Мотор Компани»
     • Группа компаний «Автотор»

Комментарии о рынке труда в отрасли

Компания РЖД – признанно самый большой работодатель в России, имеющий множество подразделений и филиалов по всей стране. Кроме этого, существует большое количество государственных и частных компаний, эксплуатирующих транспортные системы. В сфере производства транспортных средств доминируют международные концерны, в том числе контролирующие известные российские бренды.
 

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Водный транспорт исторически был очень значимым для России. Хотя в последние годы его значение несколько уменьшилось, он остается важным сектором транспортной отрасли, особенно в сфере грузовых перевозок. C повторным открытием Северного морского пути появился шанс, что отрасль получит «второе дыхание» и будет играть важную роль в перевозках между Европой и Азией.

В сфере морского транспорта развивается система мультимодальных перевозок, применяются системы интеллектуального управления, внедряются новые типы топлива и материалов.

Ведущие новые технологии ближайших лет

 
     • Интеллектуальные системы управления водным транспортом (корабли и портовая инфраструктура)
     • «Зеленые» корабли и порты (оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду за счет использования экотоплива и глубокой очистки выбросов
     • Материалы, позволяющие радикально сократить сопротивление водной среды при движении судна, а также усиливающие устойчивость водной инфраструктуры (порты, платформы)

C повторным открытием Северного морского пути появился шанс, что отрасль получит «второе дыхание» и станет важным перевозчиком между Европой и Азией

Где можно получить базовое образование?

     • Государственный университет морского и речного флота
им. адм. С. О. Макарова
     • Государственный морской университет имени адмирала
Ф. Ф. Ушакова
     • Дальневосточный федеральный университет (гидротехническое строительство)
     • Санкт-Петербургский политехнический университет (гидротехническое строительство)
     • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
     • Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского (МГУ Невельского)

По направлению системной инженерии морской инфраструктуры, а именно по базовому направлению «Системы объектов морской инфраструктуры», ни один вуз подготовку не ведет.

Некоторые работодатели на территории РФ в сфере водного транспорта

Транспортно-логистические предприятия:
     • «РОСМОРПОРТ»
     • «Совкомфлот»
     • «Атомфлот»
     • Группа «Морское речное пароходство»
     • «Морцентр-ТЭК»

Производство судов:
     • «Объединенная судостроительная корпорация», включающая в себя более 60 крупнейших предприятий по судостроению, приборостроению для судов, в том числе:
          — «Северное машиностроительное предприятие»;
          — «Адмиралтейские верфи»;
          — «Вымпел».

АВИАЦИЯ

В сфере авиации будет расти разнообразие летных средств. Во-первых, становятся более доступными пилотируемые гражданские малые воздушные суда — самолеты и вертолеты. В ближайшие 10–15 лет вероятно появление летательных аппаратов, по стоимости сопоставимых с автомобилем. Во-вторых, будет активно развиваться беспилотная авиация. Внутри городов беспилотные летательные аппараты будут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью и т. п. В-третьих, весьма вероятно ожидать возрождения воздухоплавания — дирижаблей на новой технологической основе, применяемых в труднодоступных районах.

Появление в небе большого числа новых частных аппаратов потребует изменения систем диспетчеризации полетов. Контроль за безопасностью будет увеличиваться, и это будет задавать новые требования к строительству инфраструктуры и интеллектуальным системам поддержки диспетчеров.


В строительстве летательных аппаратов также происходят изменения. Важнейшим из них является применение композитов, позволяющих уменьшить вес и увеличить прочность аппаратов. Другими важными факторами станут развитие интеллектуальных систем управления (в т. ч. для крупных аппаратов, например грузовых самолетов), а также применение экотоплива и переход на электродвигатели.

В ближайшие 10–15 лет вероятно появление летательных аппаратов, по стоимости сопоставимых с автомобилем

Что же принесут эти изменения?

     • Беспилотные летательные аппараты в транспортной и гражданской авиации
     • Доступная малая гражданская авиация
     • Экономичные и экологичные типы двигателей
     • Интеллектуальные системы мониторинга летательных аппаратов и управления ими
     • Комплексы активной защиты от угроз воздушному движению

Где можно получить базовое образование, чтобы стать таким специалистом?

     • Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева
     • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ)
     • Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) (специальность «авиастроение»)
     • Военный авиационный инженерный университет (город Воронеж)
     • Сибирский государственный аэрокосмический университет им.  академика М. Ф. Решетнева

Некоторые работодатели на территории РФ в сфере авиационного транспорта

Производство летательных аппаратов:
     • «Объединенная авиастроительная корпорация», входящие в нее:
          — «Компания «Сухой»
          — «Туполев»
          — «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»
          — Корпорация «Иркут» и др.
     • Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», входящие в нее:
          — «Вертолеты России»
          — «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация»
          — «Камов»
          — «Климов» и др.
     • «Холдинговая компания «Авиаприбор-холдинг»
     • ZALA AERO GROUP Беспилотники

Транспортные и логистические компании:
     • «Аэрофлот»
     • «Трансаэро»
     • «S7»
     • Аэропорт «Шереметьево»
     • Аэропорт «Домодедово»
     • Аэропорт «Пулково»
     • Аэропорт «Кольцово»

Комментарии о рынке труда в отрасли

Почти все производственные предприятия этой отрасли сейчас входят в состав двух крупнейших корпораций «ОАК» и ОПК «Оборонпром», при этом вертолетостроением, а также испытательскими и сервисными услугами для вертолетной авиации занимаются малые и средние предприятия, входящие в состав «Вертолеты России».
Малые частные компании занимаются разработкой несложных элементов систем летательных аппаратов, а также внутренним обустройством и интерьером летательных аппаратов.

КОСМОС

В прошедшие десятилетия популярность космического сектора снижалась, и вполне обоснованно — в этой сфере не было значительных прорывов, а насущных проблем хватало и на Земле.

Однако в последнее несколько лет наметился перелом, связанный с первыми успехами частной космонавтики. Запуски частных ракет уже удалось сделать более дешевыми, чем традиционных ракетоносителей. Инвесторы из Кремниевой долины серьезно обсуждают перспективы колонизации Марса. Коммерциализация космоса возрастает, и это откроет широкие возможности для создания частного бизнеса — например, в сфере обслуживания запусков спутников и зондов. В ближайшие 20 лет одним из наиболее перспективных направлений развития космической отрасли может стать космотуризм. Кроме этого, космос может оказать помощь земной промышленности (утилизировать токсичные отходы в космическом пространстве, производить высококачественные кристаллы в условиях невесомости, а в перспективе — добывать полезные ископаемые на Луне и астероидах).
Возможности освоения космоса резко расширятся, если удастся создать дешевые технологии доставки грузов и людей на орбиту — например, построить «космический лифт» с поверхности Земли.

Где можно получить базовое образование, чтобы стать таким специалистом?

     • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ)
     • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им. Героя Советского Союза А. К. Серова (направление: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»)
     • Московский государственный технический университет
им. Н. Э. Баумана (МГТУ)
     • Сибирский государственный аэрокосмический университет
им. академика М. Ф. Решетнева
     • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)

Некоторые работодатели на территории РФ в сфере космических технологий

     • Федеральное космическое агентство «Роскосмос», в том числе:
          — РКК «Энергия»
          — Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс»
          — «Информационные спутниковые системы им. ак.
М. Ф. Решетнева»
          — «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева»
          — «Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина»

Комментарии о рынке труда в отрасли

Будущим профессионалам этой отрасли следует учитывать, что все научные, производственные и испытательные предприятия отрасли являются государственными, а частные компании пока представлены лишь малыми и средними предприятиями, специализирующимися на сервисных субподрядах. Но в ближайшие 10–15 лет будет развиваться рынок частных запусков, и это может постепенно создать новую космическую индустрию.

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
И НАНОТЕХНОЛОГИИ

В последние годы происходит революция в материаловедении, связанная с распространением новых материалов — композитов или сложных неоднородных материалов, состоящих из армирующего компонента и матрицы, обладающих (по сравнению с традиционными материалами, такими как дерево, металл и камень) повышенной прочностью, легкостью, пластичностью. Кроме уже ставших привычными пластиковых и металлизированных композитов, широко распространяются композиты на стеклянной основе. Благодаря использованию композитных материалов качество изделий в аэрокосмической промышленности, машиностроении, строительстве и т. д. значительно повышается, а возможности их применения расширяются. В будущем также будет происходить встраивание в композитные конструкции «умных компонентов» (чипов и контроллеров), что позволит пользователям управлять свойствами помещений и техники. Это приведет к появлению «активных сред» — рабочих, жилых и учебных пространств, управляемых интеллектуальными системами и/или пользователем, в зависимости от необходимых задач или настроения (например, меняющие цвет стены, покрытие пола и т. д.). Применение композитов начинает создавать серьезную угрозу традиционным отраслям материалов, таким как черная металлургия, поскольку композиты вытесняют сталь во многих сферах применения.

Другим важнейшим изобретением является 3D-печать — возможность печатать из специальных составов любые объекты, будь то компьютерная плата, музыкальный инструмент, оружие или медицинский протез. Открытия в этой отрасли позволяют улучшить свойства и пределы устойчивости материалов, механизмов и конструкций. Качество конечного продукта в сферах авиации, космоса, робототехники, строительства и т. д. значительно повышается, а возможности его применения расширяются благодаря использованию композитных материалов.

Появление и развитие 3D-печати открывает новую эру в производстве: появляется возможность изготавливать конечные продукты не на специальных предприятиях, а фактически «на дому» — таким образом каждый потребитель может стать производителем.

В ближайшие годы можно ожидать

     • Перехода от модульного производства к производству цельного продукта с помощью 3D-принтера
     • Повсеместной замены традиционных материалов в строительстве и машиностроении (таких как сталь) на композиты
     • Программирования свойств материалов (в том числе появление адаптирующихся к погодным условиям материалов)

Где можно получить базовое образование, чтобы стать таким специалистом?

     • Московский физико-технический институт (МФТИ)
     • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
     • Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ)
     • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
     • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова (МИТХТ)
     • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
     • Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского (ННГУ)
     • Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

Некоторые работодатели на территории РФ в сфере новых материалов и нанотехнологий

     • «Рускомпозит»
     • «РТ-Химические технологии и композиционные материалы»
     • «Холдинговая компания «Композит»
     • «НТ-МДТ»
     • Проектные компании «РОСНАНО»

Комментарии о рынке труда в отрасли

В России существует большое количество малых и средних компаний в сфере производства наноматериалов. Значительная часть из них поддерживается «РОСНАНО». Помимо этого, на рынке присутствуют крупные независимые производители композитных материалов.

В России нет заметных компаний, занимающихся тематикой 3D-печати, а также «умными» материалами. Но востребованность решений говорит о том, что такие компании в ближайшие годы появятся. 

ИТ-СЕКТОР

Информационные технологии (ИТ) — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Изменения в этой отрасли задают новые технологии и практики фактически для всех отраслей экономики. Проектирование, транспортировка, управление ресурсами, маркетинг, управление людьми — все эти и многие другие области изменяются под воздействием ИТ.

В сфере ИТ идет несколько важных процессов. Во-первых, растет связанность мира за счет телекоммуникационных решений, увеличивается объем проходящих в сети данных, развиваются решения по обработке этих данных. Во-вторых, цифровые решения становятся все более мобильными и все более «дружественными» к пользователю. Если сейчас почти у каждой семьи есть ноутбук, а у каждого второго есть в кармане смартфон, то через десять лет у каждого жителя городов будет минимум 5–6 устройств, носимых на теле и связанных между собой, например очки дополненной реальности, биометрический браслет для заботы о здоровье, смартфон с функцией «умного» бумажника и др.
В-третьих, развиваются новые среды для работы, образования и досуга людей — виртуальные миры для самых разнообразных целей, в том числе созданные на основе технологий дополненной реальности.

Инновации в других отраслях рождаются на стыке с ИТ, поэтому возникает большое количество кросс-отраслевых задач для прорыва. Тем не менее разработка и производство «железа», программного обеспечения (ПО) и систем безопасности остаются приоритетными задачами внутри ИТ-сектора. Высокоперспективное направление — проектирование виртуальных пространств и интерфейсов для взаимодействия с ними.

Вероятными точками прорыва
в ближайшие десятилетия будут:

     • Увеличение объема передаваемых данных и моделей для их обработки (большие данные, big data)
    • Распространение ПО, на которое может влиять обычный пользователь
    • Развитие человеко-машинных интерфейсов
    • Технологии искусственного интеллекта
    • Семантические системы, работающие со смыслами естественных языков (перевод, поиск в интернете, общение человек–компьютер и др.)
    • Новые квантовые и оптические компьютеры, позволяющие существенно ускорить обработку больших массивов данных
    • Развитие нейроинтерфейсов, в том числе «управление мыслью», разными объектами, передача ощущений и переживаний на расстоянии.

Где можно получить базовое образование, чтобы стать таким специалистом?

     • Факультет Вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета (ВМК МГУ)
     • Московский физико-технический институт (МФТИ)
     • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО)
     • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
     • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
     • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)
     • Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)
     • Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ)
     • Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)
     • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА)

Некоторые работодатели на территории РФ в информационно-телекоммуникационной сфере

     • «Национальная компьютерная корпорация»
     • «ЛАНИТ»
     • «Энвижн Груп»
     • ГК «ТЕХНОСЕРВ»
     • «РОСТЕЛЕКОМ»
     • Yandex
     • ABBYY
     • IBS
     • 1C
     • Parallels
     • «Лаборатория Касперского»
     • IBM
     • Cisco
     • Microsoft
     • SAP
     • Intel Corporation

Комментарии о рынке труда в отрасли

Российская ИТ-отрасль является одним из лидеров по производству программного обеспечения (ПО) в мире. На рынке несколько крупных игроков и множество мелких. Также в РФ активно действуют международные бренды, имеющие собственные отделы разработки в России.

РОБОТОТЕХНИКА
И МАШИНОСТРОЕНИЕ

Сейчас происходит возрождение интереса к робототехнике, связанное
с резким удешевлением технологий производства роботов. Согласно исследованию Cisco, количество домашних роботов в городах удваивается каждые 9 месяцев. В 2020-х годах роботы станут привычной частью интерьера квартиры и городских пространств — весьма вероятно, что это будет одна из самых бурно развивающихся отраслей.

В промышленности (в том числе в машиностроении) идет активное внедрение робототехнических комплексов нового поколения, способных гибко настраиваться на нужные задачи и обучаться по ходу работы. В развитых странах, а следом за ними и в России, появляются заводы, автоматизированные на 90% и более. Роботы будут активно замещать людей в рутинных (шаблонных) работах, вытесняя их в сферу творческой работы (этому посвящен раздел «Атласа новых профессий» «Профессии пенсионеры»).

Где можно получить базовое образование, чтобы стать таким специалистом?

По указанным новым профессиям сейчас можно получить только хорошую базовую инженерную подготовку в следующих вузах. Специализированные программы обучения будут появляться либо в этих же вузах, либо в корпоративных университетах, либо вне традиционных учебных учреждений — у глобальных образовательных провайдеров (Coursera, EdX и другие поставщики многопользовательских онлайн-курсов).
     • Московский физико-технический институт (МФТИ)
     • Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)
     • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
     • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
     • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО)
     • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) (направление «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»)
     • Дальневосточный федеральный университет

Некоторые работодатели на территории РФ в сфере робототехники
и машиностроения

 
     • «Объединенные машиностроительные заводы»
     • ROSTSELMASH Group
     • КНААПО (предприятие АХК «Сухой»)
     • «Уралвагонзавод»
     • «Силовые машины»
     • «Ижмаш»
     • «НПО «Сатурн»
     • «Энергомаш (Белгород) – БЗЭМ»
     • «Концерн «Тракторные заводы»

Комментарии о рынке труда в отрасли

В сфере машиностроения на российском рынке присутствуют компании с многолетним стажем (от 25 до 90 лет), выросшие еще на технологиях военно-промышленного комплекса СССР. Большинство из этих компаний производят традиционные станки и оборудование с ограниченной «интеллектуальной» функциональностью. Мировой старт развития робототехники пришелся на период упадка российской промышленности, поэтому большинство компаний в сфере робототехники — это представители крупнейших иностранных концернов и предприятий (KUKA Roboter GMBH, АВВ, FANUC Robotics и др.), внедряющих разработки на предприятиях различных отраслей России и имеющих на территории РФ свои учебные центры. Российские игроки, развивающие робототехнику, — это молодые компании малого и среднего бизнеса (например, «Рбот», «Робототехника», «RoboCV», «ПТОО АвтоВаз», «НПО «Тарис» и др.). В 2018 году будет проходить мировой чемпионат по робототехнике на базе Томского государственного университета.