Ирак: Армия Великобритании и обращение с задержанными

Системные проблемы: анализ операций, проведенных экспедиционными силами Великобритании 2 Апрель 2015, 23:13

Статья подготовлена на основании отчетного доклада Министерства обороны Великобритании „Systemic issues identified from investigations into military operations overseas” от 3 июля 2014 года

Осенью 2011 г., когда Ирак покинули последние подразделения британских вооруженных коалиционных сил, в Великобритании разгорелся скандал. В Сеть попали видеокадры бесчеловечных пыток задержанных иракцев, сделанные еще в первые годы вторжения союзнических сил в Ирак. В результате один из истязаемых скончался. Этот скандал не утихает по сей день — так, в январе 2014 г. досье об издевательствах британских военных над бездоказательно задержанными отправилось в Международный уголовный суд в Гааге. Очевидно, все это потребовало от Минобороны Соединенного Королевства какой-то реакции, пусть формальной. Вероятно, под влиянием описанных событий и появился нижеприведенный документ, с которым Technowars предлагает ознакомиться. Остается загадкой, почему британском военнослужащим необходимо документально прописывать принципы гуманизма, которые должны содержаться в подсознании любого цивилизованного человека.
«Министерство обороны Великобритании (МО) взяло на себя обязательства непрерывного анализа и улучшений во всем, что касается оперативной активности, с целью предотвращения повторения любых инцидентов, связанных с неправомочными действиями со стороны личного состава Вооруженных сил Великобритании. С этой целью МО запустило процесс идентификации, анализа и коррекции в тех областях, в которых ее доктрина, политика и обучение оказались недостаточно эффективными для предотвращения группового или индивидуального поведения, нарушающего обязательства МО в рамках международного гуманитарного права. Это первый доклад в рамках запущенного процесса — все обновления будут подготовлены и опубликованы по мере необходимости.

Группа SIWG

МО рассматривает отчет IHAT и все проблемы, связанные с обучением, общей политикой и т. д., выявленные и представленные Рабочей группе SIWG, в которую входят представители МО (Director Judicial Engagement Policy) и специально созданной координационной группы (2nd Detention Steering Group). SIWG представляет собой довольно сложную структуру, которая изучает действия, предпринятые в связи с обнаруженными проблемами, и определяет, являются ли эти меры надлежащими и достаточными, а также необходимость принятия дополнительных действий. Выводы, сделанные SIWG, направляются всем высшими военным и гражданским чинам, занимающим соответствующие посты в МО. 

Группа проведения расследования обвинений в адрес британских военных, связанных с нарушением прав человека в Ираке (Iraq Historic Allegations Team, IHAT), а также Рабочая группа по анализу системных ошибок (Systemic Issues Working Group, SIWG) смогли усилить уже имеющиеся в Минобороны специальные механизмы и играют основную роль в этом процессе. Он связан с необходимостью предотвращения повторения ошибок, выявленных в ходе судебных процессов, и имеющих отношение к действиям британского контингента в Ираке, но служит и глобальным целям. Все судебные решения, выводы следствия и показания очевидцев, свидетельствующие о правонарушениях британских военных независимо от театра военных действий, будут анализироваться на предмет обнаружения системных проблем и в случае выявления таковых описаны в новых версиях соответствующих отчетов.

На сегодняшний день SIWG изучила 3 отчета, подготовленных IHAT. Первый из них касается заявлений, связанных с жестоким обращением, второй связан с заявлением о незаконном убийстве, третий представляет собой документ, подготовленный по результатам анализа аудио- и видеозаписей допросов во время военной операции британских войск в Ираке (март 2003 г. — май 2011 г., «Операция Telic»).

Группа IHAT

В 2010 году Минобороны Великобритании создало группу IHAT для анализа и расследований жалоб, поданных гражданами Ирака в отношении персонала ВС Великобритании в период с 2003 по 2008 годы. В 2012-м полномочия IHAT были расширены: сотрудники группы получили разрешение на расследования множественных обвинений в незаконных убийствах в тот же период. Минобороны всегда относилась к проблемам такого рода серьезно: IHAT независимо рассмотрит все заявления о злоупотреблениях с тем, чтобы убедиться, что все их причины были расследованы надлежащим образом. Команда будет работать в соответствии с требованиями Закона о вооруженных силах 2006 года и каждый из подтвержденных случаев потенциально серьезных преступных действий будет передан в военную прокуратуру. С момента начала работы IHAT возникло немало вопросов к законности методов, с помощью которых проводились расследовния, и высказывались сомнения в независимости от военного командования, ответственного за выяснения обстоятельств, связанных с заявлениями. Тем не менее в мае 2013 года Высокий суд постановил, что IHAT в ее текущей форме имеет необходимую независимость в проведении расследований.

В трех подготовленных IHAT отчетах Минобороны первоначально обнаружила 28 возможных системных проблем, которые впоследствии были объединены в 19. Проблемы №1–8, 13 и 15–16 из описанных ниже были выявлены в отчете IHAT, касающегося расследования заявлений, сделанных в деле «Каммаш против Министра обороны» („Kammash v Secretary of State for Defence”; имеются в виду события 1 апреля 2007 г., когда группа британских военнослужащих внезапно ворвалась в дом семьи Каммаш, где праздновался день рождения, обыскали дом и, не найдя оружие, избили и арестовали шестерых мужчин, включая 70-летнего Джаббира Каммаша, к которым впоследствии применялись пытки при допросе — прим. Technowars); проблемы №7 и 9–12 были обнаружены в отчете IHAT, имеющем отношение к материалам допросов; проблемы №14 и 17–19 связаны с отчетом IHAT по результатам анализа предварительного расследования смерти Таника Махмуда (Tanik Mahmud), проведенного военной полицией Королевских ВВС (речь идет о таинственной смерти задержанного на борту британского вертолета во время полета — прим. Technowars).


Хасан и Али Муса, дети Бахи Мусы, демонстрируют фотографию, на которой их отец запечатлен с их матерью

Кадры из скандального видеоролика, показывающего издевательства британских военнослужащих над задержанными иракцами

Technowars: дело Бахи Мусы

14 сентября 2003 года 26-летний иракец Баха Муса (Baha Mousa) был арестован и доставлен на британскую военную базу. Утверждается, что британские солдаты нашли оружие и поддельные удостоверения личности в гостинице, где он работал. Через два дня Муса скончался в пункте временного пребывания. Вскрытие показало множественные ранения, поломанные ребра и нос (всего было зафиксировано 93 увечья). Это позволило британской юридической конторе Public Interest Lawyers, представляющей интересы семьи Бахи Мусы, инициировать судебное расследование, по результатам которого капрал Дональд Пейн (Donald Payne) признал себя виновным в бесчеловечном обращении с заключенными и был приговорен к году тюремного заключения. Пейн стал первым и единственным в этой операции британским солдатом, приговоренным к тюремному сроку за военное преступление.

Проблемы и действия

Обучение методам ведения первичных и полных допросов

 
1. Необходимость проведения практических занятий по ведению допросов. Учебный курс по основам проведения допросов был обновлен в 2011 году после внесения рекомендаций руководителем дознания по делу Бахи Мусы. Был создан специальный курс для наблюдателей за ходом проведения допросов. Специалисты по ведению допросов теперь могут участвовать в учениях с целью дальнейшего совершенствования навыков.

Кроме того, личный состав теперь может продлить срок службы до 3 лет, тем самым получив дополнительный опыт. Также были определены и другие учебные возможности, позволяющие развить профессиональные навыки — например, посещение полицейских курсов ведения переговоров и других учебных программ, организованных правительственными ведомствами.

Курсы по основам проведения допросов пересматриваются раз в год. Кроме того, руководство подразделения HUMINT (Human intelligence, сбор информации, источником которой являются люди, посредством допросов, опросов и переговоров — прим. Technowars), входящее в Объединенную группу разведывательных сил, проводит раз в полгода инспекцию использующихся методик. Такое мероприятие также предоставляет возможность подразделению HUMINT проводить интервью со специалистами по ведению допросов, наблюдателями и личным составом разведподразделений, имеющему отношение к проведению допросов, что позволяет ответственным лицам убедиться в понимании и соблюдении уполномоченными на проведение допросов политики Министерства обороны и директив Постоянных объединенных штабов (PJHQ).

2. Необходимость проведения учебных занятий, проясняющих недопустимость физического воздействия на пленных, а также вербальных оскорблений, связанных с угрозами физической расправы. Стимулирующий подход (Challenging Approach) — новый метод допроса задержанных, скрывающих важную информацию — был представлен 1 августа 2011 года. Этот подход ясно указывает на недопустимость угроз или оскорблений. Законность такого метода была подтверждена в обзоре судебной практики, выполненном компанией Public Interest Lawyers по делу «Хусейн против Министра обороны» (судопроизводство по групповому иску, содержащему несколько эпизодов предполагаемых преступлений британских военнослужащих — прим. Technowars). Министерство обороны привело доказательства того, что в более чем 9000 проведенных допросов стимулирующий подход был рекомендован к применению в 40 случаях и был использован лишь в 11 из них.

Политика проведения полных допросов Министерства обороны от 2012 года (MoD Interrogation Policy 2012) и Политика проведения первичных допросов Министерства обороны от 2012 года (MoD Tactical Questioning Policy 2012) содержат изменения, детально объясняющие строгие ограничения для каждого из подходов и специфические рекомендации по их применению, отвечающие требованиям Женевских конвенций. Эти политики детально объясняются в соответствующих курсах по основам проведения допросов в Центре военной разведки и безопасности (Defence Intelligence and Security Centre, DISC); они также повторяются и расширяются в директивах Постоянных объединенных штабов, касающихся ведения допросов.

Комбинация обновленной политики и улучшенного обучения расширена за счет постоянных инспекций, проводимых службой военной полиции, подразделениями Постоянных объединенных штабов, персоналом подразделения HUMINT Объединенной разведывательной группы, генеральным инспектором Армии, а также представителями Международного комитета Красного Креста.

3. Необходимость прояснения во время учебных занятий, что допустимо, а что неприемлемо в ходе допросов. Методики Министерства обороны от 2012 года, касающиеся правил проведения первичных и полных допросов, обеспечивают ясное и недвусмысленное толкование того, что разрешено. На этих же положениях делают акцент во время курсов по основам проведения допросов — все они проходят ежегодную ревизию, осуществляемую юрисконсультами Центра военной разведки и безопасности (DISC) и организацией по выработке правил и норм HUMINT (Defence Intelligence HUMINT Policy). Поправки обеспечивают четкие инструкции персоналу соответствующих служб относительно их ответственности при обращении с задержанными.

Technowars: так сколько эпизодов нарушений прав заключенных было?

В 2006 году Международный уголовный суд (МУС) отказался возбуждать уголовное преследование британских военнослужащих, обвиняемых в военных преступлениях, ссылаясь на малое число доказанных эпизодов таких нарушений — порядка двадцати. Однако в новом досье, отправленном правозащитными организациями в МУС в начале 2014 г., говорится уже о более чем 1000 случаев пыток, а также около 200 убийств, совершенных в нарушение правил ведения боевых действий. При этом в число пыток входили избиения, угрозы расстрелом, удары электрическим током, причинение ожогов, изнасилования, лишение сна, пищи и воды.

4. Необходимость получения опыта специалистами по ведению допросов до их направления в зону боевых действий. На сегодняшний день существует всеобъемлющий процесс оценки, интервьюирования, назначения, обучения и контроля за будущими специалистами по ведению допросов. Добровольцам требуется пройти предварительное тестирование и курсы по основам проведения допросов до того, как они поступят в войсковое подразделение HUMINT (Defence HUMINT Unit, DHU). До вступления в должность обучаемый должен пройти 6-недельное обучение, после чего начинается испытательный срок, длящийся 4 месяца. В течение этого времени их способность работать с настоящими задержанными тщательно оценивается, с тем чтобы убедиться, что учебный курс был понят, а знания полностью усвоены. Все допросы контролируются наблюдателем за ходом проведения допросов и записываются. Некоторые из записей анализируются инспекциями (см. выше) — так осуществляется непрерывный контроль.

Должность штабного офицера, отвечающего за проведение допросов, теперь всегда остается за военнослужащими, имеющими оперативный опыт. То же самое касается и лиц, контролирующих проведение допросов. С помощью подобного подхода реализуется двухуровневое наблюдение за работой соответствующих специалистов. Немалую пользу приносят и проводящиеся раз в полгода проверки экспертов в области проведения допросов, не имеющих отношения к командованию разведки, которые оценивают проводящиеся мероприятия, понимание и соблюдение теории, методологии и инструкций.

5. Необходимость прояснения разрешенных методов в ходе обучения и/или задокументированных инструкций, подробно описывающих подход к ведению допросов во время военной интервенции в Ирак. Впервые Министерство обороны выпустило Правила проведения первичного и полного допросов (Tactical Questioning & Interrogation (TQ & I) Policy) в 2005 году с последующим обновлением в 2007 году. Основное отличие между Правилами 2010 (2010 MOD TQ & I Policy) и 2012 годов заключается в введении стимулирующего подхода (Challenging Approach). После отказа от ныне упраздненного жесткого подхода (Harsh Approach) первыми прошли переподготовку специалисты по ведению допросов, затем — военнослужащие, допущенные к проведению первичных допросов. Это было достигнуто с помощью специальных групп Short Term Training Team, прошедших предварительное обучение и развернутых в Афганистане для дальнейшего обучения личного состава в рамках программы приема, размещения и дальнейшей интеграции военнослужащих, прибывших в зону боевых действий (RSOI).
Правила проведения первичного и полного допросов от 2012 года был тщательно проанализированы в Высоком суде во время пересмотра судебного решения, вынесенного по делу «Хусейн против Министра обороны» (февраль 2012 года) — никаких слабых сторон, двусмысленностей или неясностей в нем обнаружено не было.

Правила проведения первичных и полных допросов

6. Предотвращение ненадлежащего использования повязок на глаза. Ответственность военнослужащих в отношении зрительной депривации четко сформулирована в документе Joint Doctrine Publication (JDP) 1-10 Captured Persons (основные положения касательно действий в отношении задержанных). Ограничение зрения задержанного следует избегать, используя элементарные меры предосторожности — скрывая секретные приборы и оборудование и документы, связанные с проведением военных операций. Во время перевозки задержанных необходимо использовать закрытые транспортные средства. Там, где это возможно, следует ограничивать поле зрения задержанного, используя затемненные очки. Другими словами, полное покрытие головы задержанного с помощью мешка, капюшона и т. д. — полностью запрещен. Но они могут быть использованы лишь как крайнее средство в течение ограниченного времени — например, для обеспечения оперативной безопасности. Применение зрительной депривации должно официально регистрироваться.

Во время специальных тренингов все виды войск Великобритании должны проходить обучение обращению с задержанными, которое включает инструктаж по использованию зрительной депривации.
Начальник военной полиции Армии дважды в год проводит осмотр мест содержания заключенных на территории Афганистана, во время которого он помимо прочих задач оценивает исполнение соответствующих требований.

Внесение дальнейших поправок к JDP 1-10 запланировано на этот год. Они будут связаны с обстоятельствами, в которых защита переводчиков и других представителей местного населения, оказывающих услуги военнослужащим, может быть оправданием для применения затемненных очков. Эти изменения будут гарантировать должное исполнение практических мер, уже применяющихся в связи с рекомендациями, сделанными в ходе слушаний по делу Баха Мусы, в соответствующей документации. Поправки к JDP 1-10 будут включать положения о защите личности переводчиков и других представителей местного населения, оказывающих услуги военнослужащим. В то же самое время для соответствия новыми требованиям будут обновлены руководства по боевой подготовке и уставы.

7. Необходимость своевременного снабжения водой задержанных. Документ JDP 1-10 (см. выше) четко формулирует необходимость снабжения задержанных достаточным количеством питьевой воды. Задержанные должны иметь доступ к воде в любое время — как по непосредственной просьбе, так и снабжаться запасом воды там, где выдается дневной рацион. Это условие четко отражено в Правилах проведения первичного и полного допросов, выпущенных Минобороны в 2012 году. Соответствующие требования объясняются детально во время курсов по основам проведения первичного и полного допросов.
Соблюдение этих правил осуществляется посредством различных механизмов, включая контроль за местами содержания задержанных со стороны Международного комитета Красного Креста, инспекциями начальника военной полиции Армии (раз в полгода), а также инспекциями со стороны Военной разведки HUMINT (Defence HUMINT Organisation), Постоянных объединенных штабов и организаций по выработке методик HUMINT (HUMINT Policy staffs).

Обвинения в отказе (или задержке) предоставить воду попадают в список из пяти запрещенных методов. Комментарии относительно предотвращения использования таких методов, приведенные ниже (пункт 11), полностью относятся и к этому пункту.

8. Необходимость своевременного обеспечения задержанных пищей. Документ JDP 1-10 содержит подробные инструкции по обеспечению задержанных пищей, что также отражено в Правилах проведения первичного и полного допросов (Министерство обороны, 2012 год). Соответствующие требования объясняются детально во время курсов по основам проведения первичного и полного допросов.
Персонал, содержащий заключенных, несет полную ответственность за предоставление им пищи и ведение соответствующей документации, проверяемое начальником военной полиции Армии. Персонал, содержащий заключенных, и специалисты по проведению допросов используют идентичные инструкции, изложенные в JDP 1-10 и Правилах по проведению допросов. Военнослужащие, осуществляющие допрос, должны проверять факт обеспечения задержанных пищей в соответствии с инструкциями и уведомлять ответственных лиц в случае несоблюдения принятых норм.

Ахмед Карим, 15-летний подросток из Басры,
которого утопили британские военнослужащие

Technowars: дело Ахмеда Карима

Стоит отметить, что британские военнослужащие не настолько увлекались пытками, как их американские коллеги по коалиционным силам в Ираке: те и натравливали на своих пленников собак, и измазывали их экскрементами, и пытали электрическим током. Однако британцы, позиционирующие себя как полную противоположность воспитанных на массовой культуре вояк из Соединенных Штатов, досточно «отличились» для того, чтобы многочисленные эпизоды нарушений прав задержанных дошли до суда. Один из таких случаев — смерть 15-летнего (по другим источникам — 17-летнего) иракского подростка Ахмеда Карима (Ahmed Jabbar Kareem Ali). 8 мая 2003 года (обратите внимание на дату: в этот день Великобритания вместе с Европой празднует победу во Второй мировой войне) в Басре патруль из шотландских и ирландских гвардейцев задержал четверых иракцев (в том числе и Карима), которых заподозрили в мародерстве. Затем задержанных предварительно избили и загнали в реку, заставив под дулом автоматов ее переплывать. То, что Карим не умел плавать, выяснилось только после того, как тот утонул. К тому же подросток был серьезно избит. Как ожидается, за это преступление перед судом в Гааге могут предстать четверо британских солдат.

9. Необходимость предотвращения угроз физического насилия в ходе ведения допроса посредством жестов, а также угроз расправ или нападений в будущем на задержанных, членов их семей или их друзей. Запрет на поведение, вызывающее страх перед насилием, или угрозы насилия четко оговорен в правилах во избежание любых неопределенностей, и был принят с введением в силу принципа стимулирующего подхода), а затем был внесен в новое издание Правил по проведению первичных и полных допросов (май 2012 года).
Принцип стимулирующего подхода изучается теоретически, практически и в ходе специальных тренингов на курсах по проведению первичных и полных допросов в Центре военной разведки и безопасности (Defence Intelligence and Security Centre, DISC). Курсы были проверены на соответствие принципам системного подхода в боевой подготовке (Defence Systems Approach to Training, DSAT) и утверждены. Они также проходят ежегодную внешнюю проверку, осуществляемую персоналом юридической службы, и раз в три года — непосредственно начальником юридической службы сухопутных войск.

Любое использование принципа стимулирующего подхода должно быть предварительно одобрено и так же, как и сами допросы, удаленно контролироваться наблюдателями согласно требованиям, прописанным Министерством обороны в Правилах проведения допросов от 2012 года.

10. Необходимость предотвращения ситуаций, в которых задержанные лишаются сна. Документ JDP 1-10 устанавливает минимальные требования к продолжительности сна и отдыха задержанных. Идентичные требования содержатся в Правилах проведения первичных и полных допросов от 2012 года. Полностью законным является допрос задержанного в усталом состоянии в случае, если важна срочность получения имеющейся у него информации; допрос в усталом состоянии не является средством для дезориентации задержанного, а минимальные нормы будут применены в течение 24 часов. 

Эти правила подробно объясняются на соответствующих курсах в Центре военной разведки и безопасности с помощью юридических инструктажей, а затем повторяются и развиваются в директивах Постоянных объединенных штабов (PJHQ), доступных для всех специалистов по проведению допросов, находящихся в зоне боевых действий.

Информация о периодах сна, содержащаяся в журналах учета задержанных, должна проверяться до начала допроса. Вышестоящие командиры должны уведомляться в случае нарушения соответствующих правил.

11. Необходимость предотвращения воздействия на задержанных с использованием громких звуков. Документ JDP 1-10 содержит четкие указания, запрещающее использование чрезмерных или излишних шумов. Идентичные требования содержатся в Правилах проведения первичных и полных допросов от 2012 года.

Использование шумов входит в список пяти запрещенных методов, которые были неоднократно изложены в идентичной форме в правилах, инструкциях и наставлениях, о них периодически напоминают во время учебных мероприятий. Несоблюдение указанных запретов свидетельствует об умышленном неповиновении большого количества лиц в службах разведки и ведения допросов, неудовлетворительное руководство и несоблюдение инспекционного режима. В совокупности вышеизложенное можно считать надежной гарантией должного соблюдения требований.

Снимки, которые привели к возбуждению уголовного дела против британских военнослужащих

Technowars: дело Гэри Бартрэма, или обучение Ирака свободе и демократии

В мае 2003 г. на одном из складов близ Басры, где содержались пленные иракцы, были сделаны снимки, впоследствии оказавшиеся в британской полиции. Согласно им, четверо британских военнослужащих — 19-летний рядовой Гэри Бартрэм (Gary Bartram) и его сослуживцы Дэниэл Кеньон (Daniel Kenyon), Марк Кули (Mark Cooley), Даррен Ларкин (Darren Larkin) — пытали задержанных и подвергали их сексуальным унижениям. Так, на одном из снимков был изображен иракец, связанный и подвешенный на вилах автопогрузчика. На другом британец избивает связанного задержанного, на которого накинута сеть. Такие действия вряд ли могли быть связаны с ведением допроса, тем более что действие происходило на территории складского помещения, а не на военной базе или тюрьме, и описать случившееся иначе как бессмысленный садизм, нельзя. 

12. Необходимость предотвращения физического насилия над задержанными. Правила проведения первичных и полных допросов, утвержденные Министерством обороны в 2012 году, содержат четкие и полные инструкции относительно физического контакта задержанных и лиц, ведущих допрос. Эти правила детально объясняются юрисконсультом в ходе правовых инструктажей на соответствующих курсах в Центре военной разведки и безопасности, а затем повторяются и развиваются в директивах Постоянных объединенных штабов (PJHQ), доступных для всех специалистов по проведению допросов, находящихся в зоне боевых действий.

Помимо надзора, осуществляемого лицом, контролирующим проведение допросов и обязанным вмешиваться в случае несоблюдения установленных требований, ответственные лица, представляющие Постоянные объединенные штабы, подразделение HUMINT Объединенной группы разведывательных сил и организации по выработке методик HUMINT, обязаны изучать репрезентативные подборки аудио- и видеозаписей допросов как в зоне боевых действий, так и на территории Великобритании.

Правила оказания медицинской помощи

13. Необходимость гарантии того, что жалобы медицинского характера удовлетворены должным образом с использованием следующих действий: приостановка/полное прекращение допроса с тем, чтобы задержанным была оказана медицинская помощь; адаптация процедур допроса с учетом жалоб на физический дискомфорт со стороны заключенных; донесение жалоб на здоровье со стороны заключенных медперсоналу по завершению допроса. Правила проведения первичных и полных допросов, утвержденные Министерством обороны в 2012 году, содержат требование о необходимости медицинского освидетельствования всех задержанных до начала проведения допросов и о фиксировании случаев, когда задержанные не могут быть допрошены в связи с проблемами со здоровьем. Более того: те же самые правила описывают порядок приема жалоб от задержанных, связанных с отсутствием лечения в ходе проведения допроса. Еще более важным является Приложение А к Правилам проведения первичных и полных допросов (Министерство обороны, 2012 год), четко описывающее минимальные стандарты лечения, включая доступ к консервативному медицинскому лечению.

14. Необходимость гарантии медицинского вмешательства в явных безотлагательных случаях. Закон о вооруженных конфликтах (Law of Armed Conflict, LOAC) возлагает полную ответственность за заботу о задержанных на персонал, занимающийся содержанием лиц под стражей, а также обязывает осуществлять медицинское лечение задержанных независимо от статуса комбатанта. Это требование закрепляется специальными занятиями в рамках ежегодных тестов боевой подготовки MATT 7 (Military Annual Training Tests).

Кроме того, весь персонал проходит ежегодный инструктаж, касающийся ответственности при обращении с задержанными, во время обучения общим базовым навыкам (Common Core Skills training). Дальнейшие инструктажи и практические занятия проводятся в рамках специальной подготовки соответствующего персонала (т. е. тех, кто будет непосредственно работать с задержанными), а также для всего персонала во время индивидуальной подготовки. После этого развернутый контингент проходит инструктаж об ответственности при обращении с заключенными согласно Закону о вооруженных конфликтах в рамках программы приема, размещения и дальнейшей интеграции. Все занятия осуществляются с использованием материалов, содержащихся в документе JDP 1-10.

Стандартная процедура деятельности №3004 для медицинских работников Великобритании (UK Medical Group’s Standard Operating Procedures 3004) описывает правила оказания медпомощи задержанным в районе боевых действий. В частности, указывается, что «все задержанные должны пройти медицинское освидетельствование в течение 4 часов после задержания и это должно быть приоритетом при их возвращении в изолятор временного содержания».

Гарантия оказания медицинской помощи задержанным осуществляется и проверяется на трех различных уровнях.

Уровень 1. Официальная инспекция каждого из мест содержания задержанных, осуществляемая раз в полгода начальником медицинской службы, выполняется с использованием Общих правил проверки (Common Assurance Framework), разработанных Военно-медицинской службой для военных медицинских учреждений.

Уровень 2. Официальная инспекция каждого из мест содержания задержанных, осуществляемая раз в полгода специальной группой представителей Постоянных объединенных штабов или их уполномоченных, или начальником военной полиции Армии в сопровождении работников здравоохранения. Последовательный подход на этом уровне осуществляется с помощью Общих правил проверки, что также позволяет проверять не только внутренний распорядок в местах содержания задержанных, но и соблюдать оценочный подход, используемый на Уровне 1.

Уровень 3. Инспекция проводится Международным комитетом Красного Креста. Она является независимой и поэтому ее результаты могут быть особенно важны благодаря обратной связи, получаемой работниками Комитета непосредственно от задержанных и личного состава.

Актуальные инструкции и методы задержания в зоне боевых действий

15. Гарантия того, что задержанные были обеспечены необходимым количеством воды, пищи, сна и вниманием со стороны медперсонала до проведения допроса. Журнал проведения допросов должен подтверждать, что до начала работы с задержанным были соблюдены все минимальные нормы в соответствии с Правилами проведения первичных и полных допросов Министерства обороны от 2012 года. Это требование закрепляется на курсах по основам проведения допросов.

16. Гарантия того, что наблюдающие за допросом отслеживают все проблемы, возникающие в ходе его ведения. Правила проведения допросов (Министерство обороны, 2012 год) четко описывают методику контроля и ответственности со стороны проводящего допрос — это осуществляется через специалиста, осуществляющего наблюдение за проведением допроса (interrogator controller), персонал разведслужбы, руководство войсками на театре боевых действий, наблюдательный орган Министерства обороны.

17. Необходимость избежания задержек в информировании военной полиции о смерти задержанных. Процедура и временной период для доклада, связанного с недолжным обращением или смертью задержанного, описаны в стандартной оперативной инструкции Постоянных объединенных штабов (SOI J3-9). Первичный доклад должен быть передан начальнику военной полиции в течение 4 часов с момента выявления инцидента. Первичный доклад затем направляют в Постоянные объединенные штабы в течение 4 часов с момента уведомления начальника военной полиции с тем, чтобы уведомить Министерство, когда это уместно. Эти требования также описываются в JDP 1-10.

Во время специального обучения (Mission Specific Training) все вооруженные силы Великобритании проходят обучение обращению с задержанными, которые включает требования по уведомлению в случае, если военнослужащий является свидетелем недолжного обращения с задержанным или получил информацию о таком инциденте. Во время обучения на правильности фиксации событий и требованиях к докладу об инцидентах, связанных с недолжным обращением, делается особый акцент.

Требования по докладу о ненадлежащем обращении или случаях, когда военнослужащий был свидетелем такого обращения, рассматриваются в ходе ежегодной учебно-боевой подготовки — например, во время ежегодных тестов боевой подготовки или обучения общим базовым навыкам. Для контингента, развернутого в местах боевых действий они повторяются во время специального обучения, а затем закрепляются специалистами юридической службы и персоналом военной полиции в рамках программы приема, размещения и дальнейшей интеграции.
В местах ведения боевых действий начальник военной полиции отвечает за своевременный и точный доклад о ненадлежащем обращении или смерти задержанных, а также за запуск соответствующего расследования.

Technowars: британские СМИ считают, что масштабы военных преступлений в Ираке преуменьшаются

В 2005 году в британской газете The Guardian вышла статья „The media are minimizing US and British war crimes in Iraq”, в которой со ссылкой на агентство Associated Press отмечается, что в декабре 2003 г. министерство здравоохранения Ирка отдало приказ прекратить подсчет количества гражданских лиц, погибших в ходе войны. Или, например, во время штурмы Эль-Фалуджи американские войска первым делом захватили городскую больницу и арестовали врачей. СМИ сообщали, что больница была выбрана в качестве одного из первых объектов для захвата, потому что, по мнению американских военных, именно оттуда исходили слухи о больших потерях среди гражданского населения. Издание Houston Chronicle утверждает, что от рук американских и британских солдат погибает вдвое больше иракцев, чем от рук мятежников. «Когда Пентагон говорит о 50, 70 или 100 уничтоженных боевиках, мы не можем знать, кем на самом деле были люди. Каждый, кто попадает под пулю солдат коалиции, тут же превращается в „террориста”», говорится в статье The Guardian. О каких правах местного населения в такой ситуации можно говорить?

18. Гарантия гуманного обращения с заключенными в процессе их содержания. Необходимость гуманного обращения с задержанными прописана в документе JDP 1-10 и рассматривается во время ежегодных тестов боевой подготовки и обучения общим базовым навыкам. Военнослужащие знакомятся со своей ответственностью в рамках Закона о вооруженных конфликтах (LOAC) по отношению к задержанным, включая способы уведомления о ненадлежащем обращении.

В подтверждение высоких требований к обращению с заключенными генеральный инспектор Армии в своем отчетном докладе об обращении с заключенными от 31 октября 2012 года сказал: «Имеются неоспоримые доказательства того, что в ходе операции Herrick (кодовое название всех военных операций, проводившихся вооруженными силами Великобритании в Афганистане с 2002 года — прим. Technowars) обращение британских военнослужащих с задержанными соответствовало самым высоким требованиям, ожидаемым со стороны военных и гражданских ведомств. Подобное было следствием эффективного руководства и четких, последовательных принципов, понимаемых на всех уровнях. Насколько можно ожидать, вооруженные силы Великобритании понимают необходимость гуманного и уважительного обращения [с заключенными]».

19. Гарантия выполнения вооруженными силами Великобритании имеющихся правовых норм по использованию мешков/капюшонов/повязок на глаза в отношении задержанных, которые были переданы подразделениями коалиционных сил с использованием подобных мер. Использование мешков/капюшонов/повязок на глаза (англ. hooding) в местах содержания задержанных в Великобритании, независимо от вида силовых ведомств или рода войск, которые осуществили задержание, в настоящий момент запрещено и доводится до личного состава в ходе обучения. Хотя, как было указано выше, зрительная депривация в определенных ситуациях может быть реализована с помощью других разрешенных способов. Весь личный состав информируется о своей ответственности в рамках Закона о вооруженных конфликтах (LOAC) на первом и, если это допустимо, втором этапах обучения. Кроме того, весь личный состав Королевских ВВС Великобритании проходит ежегодный инструктаж, касающийся обращения с задержанными в рамках обучения общим базовым навыкам.

Обучение общим базовым навыкам включает вопросы морального руководства, гарантирующего соблюдение принятых норм, а также юридической и моральной ответственности личного состава вооруженных сил Великобритании в случае нарушений международных или государственных законов, включая инциденты с участием личного состава коалиционных сил. Это также включено в обучение правилам ведения боевых действий, в котором освещается вопрос защиты человеческой жизни.

Дальнейший инструктаж и практические занятия с личным составом осуществляются во время специального обучения персонала, который, как предполагается, будет работать с задержанными, а также со всем личным составом во время индивидуальной подготовки. Контингент, развернутый в местах боевых действий, проходит инструктаж, касающийся ответственности при обращении с задержанными в рамках Закона о вооруженных конфликтах (LOAC), в ходе программы приема, размещения и дальнейшей интеграции.

Предварительное обучение личного состава перед отправкой в зону боевых действий подверглось полному пересмотру. Все военнослужащие инструктируются как минимум дважды во время предварительного обучения и в рамках программы приема, размещения и дальнейшей интеграции. Личный состав, который, как предполагается, будет непосредственно участвовать в операциях, связанных с задержанием, проходит 4 этапа обучения, связанного с надлежащим обращением с задержанными.»