Боевые вертолеты

Новая цель — внешние рынки 9 Апрель 2015, 09:30

Все чаще «инсургенты» применяют в боевых действиях специальным образом модернизированные автомобили и даже самодельные бронемашины. «Хорошие парни», участвуя в ассиметричных конфликтах, противопоставляют такой тенденции использование атакующих вертолетов, оснащенных средствами борьбы с бронетехникой. Рост закупок винтокрылых боевых машин, который во многом обязан международным контрактам, — лишнее доказательство такой тенденции.

Ударные (штурмовые) вертолеты обычно комбинируют тяжелое вооружение, предназначенное для стрельбы вперед по курсу (forward-firing armament), с минимальной площадью лобовой проекции — для достижения более высоких скоростей и снижения уязвимости в случае ответного огня. Для некоторых сценариев боевых действий лучше подходят многоцелевые вертолеты, несущие десант, а также вооружение для подавления огня с земли и расположенные по бортам пулеметы для самообороны. Выполнение разведывательных задач требует применения легких вертолетов с ограниченным набором вооружения для поражения внезапно обнаруженных целей.

Группа аналитиков Teal Group недавно опубликовала отчет, согласно которому в 2013–2022 гг. будет построено около 5818 военных вертолетов разных категорий. Их общая стоимость может достигать $132,8 млрд (в ценах 2013 года). Наблюдается также и тенденция к росту закупок — более 40% по сравнению с предыдущим десятилетием.
Несмотря на снижение военных расходов, самым большим заказчиком военных вертолетов на сегодняшний день остается Пентагон. Расходы на этот класс боевых летательных аппаратов достигли своего пика в 2011-м фискальном году и составили более $10 млрд. Однако ожидается, что к 2018 г. заказ снизится в два раза — сокращение, заметное даже на фоне общего снижения расходов Министерством обороны США.

Одна из причин столь сильного падения закупок военных вертолетов связана с планами Армии США и Командования спецопераций ВВС США (AFSOC) по переходу на полностью новое поколение высокоскоростных вертолетов, начиная с 2025 года — планируется заказ около 4000 боевых машин. На первом этапе — программа Future Vertical Lift – Medium — будут заменены многоцелевые Sikorsky UH-60 Black Hawk и ударные Boeing AH-64 Apache (начиная с 2027–2028 гг.).

Boeing AH-64A Apache

Boeing AH-64A Apache (нормальная взлетная масса 6838 кг) создавался для противостояния возможной угрозе массированного удара по Центральной Европе со стороны стран Варшавского договора. На вооружение Армии США первые «апачи», вооруженные 16 ракетами Lockheed Martin AGM-114 Hellfires с лазерным наведением, поступили в 1984 году. На смену AH-64A в 1998 году пришли Boeing AH-64D Apache Longbow, их нормальная взлетная масса достигала 7540 кг, максимальная — 10 433 кг.

Первое боевое применение AH-64A состоялось во время вторжения США в Панаму в 1989 году. С тех пор «апачи» находили широкое применение практически во всех военных авантюрах Соединенных Штатов.

В период между 1984-м и 1997-м гг. 937 вертолетов AH-64A были заказаны Армией США и пятью зарубежными клиентами Boeing — все они в дальнейшем продолжили закупку Apache Longbow, оснащенных радаром Northrop Grumman APG-78 Longbow и ракетами Lockheed Martin AGM-114L Longbow Hellfire RF.

AH-64D состоит на вооружении Армии США и армий Великобритании, Египта, Греции, Израиля, Кувейта, Нидерландов, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сингапура, Японии. Boeing поставила более 2000 AH-64A/D, а производство этих вертолетов будет продолжаться как минимум до 2026 года. Вертолетный парк Армии США на сегодня насчитывает 570 «апачей», в Национальной гвардии имеются 192 единицы, в резерве СВ США (USAR) — 48. Все эти вертолеты планируется передать Армии США с заменой боевых машин Нац­гвардии и USAR на Black Hawk.

Радиопрозрачный обтекатель, возвышающийся над втулкой несущего винта AH-64D Apache Longbow,  
скрывает РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78. Благодаря ей пилот может отслеживать цели, 
даже скрываясь за препятствиями — деревьями, домами, холмами.

Поставки последней модификации, AH-64E Apache III или Guardian (предыдущее название — AH-64D Block III), начались в мае 2012 года. Среди улучшений — двигатели T700-GE-701D, композитные лопасти винтов и возможность управления БПЛА. Модернизация 634 вертолетов AH-64D, состоящих на вооружении Армии США, до AH-64E, а также производство полностью новых машин начнется в 2019–2020 гг.
Цифры из бюджетной заявки на 2013-й фискальный год показывают, что новый AH-64E обойдется государству в $37 млн, а модернизация AH-64D стоит около $17 млн. Первым зарубежным заказчиком AH-64E был Тайвань. Армия Китайской республики (не путать с НОАК!), на вооружение которой стоят Bell AH-1W, начала эксплуатировать первые 30 вертолетов AH-64E (общая стоимость — $2,01 млрд) весной этого года.

В октябре 2010 года Саудовская Аравия разместила заказ на десять AH-64E для Королевской гвардии. Контракт общей суммой в $2,223 млрд также включал поставку 28 двигателей, 7 радаров APG-78, 640 ракет AGM-114R Hellfire и 2000 ракет LGR калибра 70 мм с лазерным наведением. Одновременно с этим были заказаны 24 AH-64E для Вооруженных сил Саудовской Аравии. В контрактную поставку вошли 58 двигателей, десять APG-78, 1536 ракет AGM-114R и 4000 ракет LGR на общую сумму в $3,3 млрд.

Месяц спустя ОАЭ заказали 30 вертолетов AH-6D Block II, модернизированных до AH-64E, и 30 совершенно новых машин на общую сумму $5 млрд. В контракт также вошли 70 радаров APG-78 и 120 двигателей (высокоточные боеприпасы заказаны не были).
Один из последних международных заказов AH-64E принадлежит индийским ВВС. Контракт общей суммой в $1,4 млрд включает в себя 22 вертолета AH-64E, 50 двигателей, 12 радаров APG-78, а также 1354 ракет Hellfire (AGM-114L-3 и AGM-114R-3) и 245 — Stinger.

Последняя версия «апача», AH-64E, настолько отличается от предыдущего поколения вертолетов, что вместо модификационного индекса
(AH-64D Block III) получила собственную «букву». На фото: машины первого зарубежного эксплуатанта AH-64E — Армия Китайской республики (Тайвань)

Южная Корея приобрела 36 единиц AH-64E через американское Агентство сотрудничества в области безопасности и обороны (DSCA). Согласно условиям $3,6-миллиардного контракта южнокорейская армия получит также 84 двигателя, 36 радаров APG-78, 400 ракет AGM-114R1, 438 ракет Stinger и свыше 11 тыс. ракет Hydra калибра 70 мм.
Индонезия планирует закупить восемь AH-64E на сумму $500 млн. Катар и Ирак заказал по 24 верто­лета каждый. Сумма контракта с ВВС Катара составляет $3 млрд и включает 56 двигателей, 12 радаров и более 5000 ракет (Hellfire — 1276, Stinger — 295, Hydra 70 mm — 4092). Контракт с Ираком превысил сумму в $6 млрд (вертолеты, запасные компоненты, обслуживание — $4,8 млрд, обучение пилотов — $1,37 млрд).  

Индийский контракт может быть первым в серии сделок, которые превратят государство в основного зарубежного покупателя вертолетов Apache. Вслед за подписанием индийскими ВВС контракта в мае 2013 года Армия Индии сделала собственный заказ на одиннадцать AH-64E. Командование Армии также поделилось планами по созданию авиационных бригад для каждого из 13 корпусов (каждая из бригад будет включать эскадрилью из ударных вертолетов). Общее количество вертолетов в случае принятия окончательного решения может достичь 156 (плюс замена выбывших машин).

Teal Group спрогнозировала производство 237 новых AH-64E, а также модернизацию 430 вертолетов AH-64D в период с 2013-й по 2022-й годы.
Заказчикам, которым требуются разведывательные вертолеты, Boeing предлагает AH-6i массой 1,6 т, созданный на основе MD530F. Ожидалось, что первый контракт на 18 таких вертолетов будет подписан с Иорданией, на вооружении которой уже имеются MD530F, но в октябре 2010 года Саудовская Аравия заказала 36 AH-6i в рамках многомиллиардного контракта, который также включал в себя поставку 34 вертолетов AH-64E (см. выше), 72 машин UH-60V и двенадцати MD530F. В ноябре прошлого года в Дубаи Boeing подтвердила, что компанией был получен контракт на поставку AH-6i от Армии США в рамках продаж военной техники иностранным государствам — по всей видимости, эти вертолеты и предназначаются Саудовской Аравии. Интерес к программе также продемонстрировали представители Бразилии, Чили и Колумбии.

Китай, Индия, Южная Корея, Япония: первые шаги

Harbin Z9WE
Китайский экспорт военных вертолетов, похоже, ограничивается лишь заказом 4,1-тонного Harbin Z9WE (изготавливающегося по лицензии Eurocopter Dauphin) Кенией и продажей лицензии на производство Changhe CZ11W (копия Eurocopter Fennec, 2250 кг) Аргентине. Z19 представляет собой «похудевший» Z9 c тандемным размещением пилотов, а 7-тонный Changhe Z10 является первым китайским вертолетом с носовой подфюзеляжной турелью с пушкой. Он также имеет хвостовой ротор X-типа и ромбовидное сечение фюзеляжа. Есть вероятность, что зарубежным заказчикам придется подождать модели с китайской версией двигателя P&WC PT6C.
Целый ряд других азиатских стран также могут выйти на международный рынок боевых вертолетов в ближайшее время. Индийский вертолет LCH (Light Combat Helicopter, 5500 кг), который производится Hindustan Aeronautics Liimited (HAL), имеет в своей основе вертолет вспомогательного назначения Dhruv, который был официально введен в эксплуатацию в 2002 году. LCH оснащается носовой подфюзеляжной турелью Nexter THL20 c 20-мм пушкой 20M621 и четырьмя точками подвески вооружения под крыльями; может нести управляемые ракеты DRDO Nag (специальная версия для LCH именуется Helina). Первый заказ на LCH: ВВС Индии — 65 единиц, сухопутные силы — 114.

HAL LCH
То же вооружение может применяться на вертолетах HAL Dhruv (его ударная версия называется Rudra). Индийские ВВС заказали 16 единиц Rudra, сухопутные силы — 20 (при этом заказ может увеличиться до 60 машин).
Вертолет LAH (Light Armed Helicopter, 4500 кг; ранее — Korean Attack Helicopter), разработанный Korea Aerospace Industries (KAI), также выступит в роли платформы для шести- или восьмиместного гражданского вертолета LCH (Light Civil Helicopter). Иностранный партнер для производства будет выбран в этом году, выход на серийное производство запланирован на 2022 год. Корейская Армия планирует получить 260 вертолетов LAH начиная с 2018 года, которые станут дополнением к имеющимся 36 единицам AH-64E. 

Японский 4-тонный OH-1 производства Kawasaki Aerospace имеет классическую конструкцию ударного вертолета, но, как и корейский LAH, лишен носовой подфюзеляжной турели. Изначально сухопутные части Сил самообороны Японии планировали закупить 150–200 вертолетов OH-1, но на сегодняшний день заказали лишь 34 единицы.

Cobra Zulu

Выбирая новый вертолет для своих вооруженных сил, кроме AH-64E Южная Корея рассматривала еще одну современную боевую машину: менее дорогой 8,1-тонный Bell AH-1Z Viper, известный также под названием Cobra Zulu. В свое время AH-1Z разрабатывался с тем, чтобы удовлетворить запросы морпехов, которым требовался ударный вертолет, максимально «совместимый» с модернизированными UH-1Y Venom.

Корпус морской пехоты США планирует приобрести в общей сложности 189 вертолетов AH-1Z (152 новых машины и 37 полностью модернизированных AH-1W). Teal Group считает возможной постройку 162 AH-1Z в срок до 2022 года (количество включает несколько экспортных заказов). Если верить цифрам, указанным в программе модернизации H-1 (оборонный бюджет США на 2013 фискальный год), то стоимость одного вертолета составит $29,3 млн, но на самом деле это средняя стоимость новых машин AH-1Z и полностью модернизированных UH-1Y.

В пресс-релизе DSCA, касавшемся возможного контракта с Южной Кореей на поставку 36 вертолетов AH-1Z (см. выше), указывалось, что общая сумма сделки составит $2,6 млрд, а помимо боевых машин будут также поставлены 84 двигателя T700-GE-401C, 288 ракет AGM-114K3 Hellfire и 72 ракеты Raytheon AIM-9M-8 Sidewinder — впрочем, это предложение оказалось невостребованным, так как заказчик в самый последний момент сделал выбор в пользу AH-64E.

Cobra Zulu (Bell AH-1Z Viper) пока не успел зарекомендовать себя в боевых действиях, но, по-видимому, вертолет, как и его предшественника, Bell AH-1 SuperCobra, ждет интересное будущее

Хотя AH-1Z обычно комплектуется прицельной системой Lockheed Martin AAQ-30 Hawkeye, в отличие от AH-64D/E он лишен всепогодного радара APG-78. Добавим, что максимальная крейсерская скорость для обоих вертолетов составляет 265 км/ч.

Eurocopter EC665 Tiger

Производство ударного вертолета Eurocopter EC665 Tiger (6,6 т) началось в 1991 году в рамках франко-германской программы. Оба государства планировали построить по 80 единиц для каждой из стран. В связи с экономической рецессией Германия снизила объем заказа модификации UHT (нем. Unterstützungshubschrauber Tiger, «вертолет поддержки Tiger») до 57 единиц (17 вертолетов из 80 заказанных уже были переданы ВВС Германии). Франция получила 40 вертолетов модификации HAP (Helicoptere d’Appui Protection, «вертолет поддержки и сопровождения»), каждый из которых обошелся заказчику в $36 млн. Французское Минобороны получит еще 40 вертолетов модификации HAD (Helicoptere d’Appui Destruction, «ударный вертолет») — стоимость HAD составляет $48 млн, а исполнение заказа на последние 20 боевых машин, по всем видимости, будет отложено до 2019 года.

Экспорт Eurocopter EC665 Tiger был ограничен 24 вертолетами HAD для Испании и 22 вертолетами ARH (Armed Reconnaissance Helicopter, «вооруженный разведывательный вертолет») для Австралии. ARH оснащены улучшенными двигателями MTR390 и могут вооружаться ракетами Hellfire. Испанские HAD могут использовать ракеты Rafael Spike-ER. Имеются планы по поставке Eurocopter EC665 Tiger в Бразилию, Малайзию и Катар. Согласно докладу Teal Group, в период с 2013 по 2022 годы зарубежными заказчиками будет приобретено 88 таких вертолетов.

Tiger ARH, модификация Eurocopter EC665, заказанная австралийской Армией, призвана заменить находящиеся на вооружении OH-58 Kiowa и UH-1 Iroquois производства Bell Helicopter.

Так как спрос крупнейших заказчиков на тяжелые ударные вертолеты можно считать удовлетворенным, эксперты в области вооружений предполагают, что международные поставщики вертолетов теперь переключатся на сегмент «вооруженные разведчики» (armed scouts).

AgustaWestland T129

Несмотря на то, что масса AgustaWestland A129 (позже — AW129) составляет всего 4600 кг (масса AH-64D, Ми-28Н и Ка-52 превышает этот показатель более чем в 2 раза), этот вертолет, вооруженный 8 ракетами Hellfire, представляет собой серьезную угрозу для противника. Итальянская армия приобрела 60 единиц A129A, многие из которых были обновлены до варианта AH-129C (старое название — A129CBT) с 5-лопастным основным ротором. Дальнейшая модификация, AH-129D, подразумевает оснащение вертолета системой наблюдения/прицеливания Rafael Toplite и вооружение ракетами Spike-ER.

Турецкий T129 Atak представляет собой модификацию AW129, проведенную Turkish Aerospace Industries (TAI) совместно с AgustaWestland, в которой используются двигатели LHTEC CTS800. Изначально планировалось, что только первые шесть прототипов будут построены в Италии, но в 2010 году девять T129 (предположительно ранее состоявшие на вооружении итальянской Армии A129A) были приобретены у AgustaWestland — одним из условий €150-миллионного контракта была срочная поставка вертолетов турецкой Армии в 2012 году. Основной контракт TAI и AgustaWestland включает постройку 45 вертолетов с опциональным увеличением этого количества на 40 единиц.

Одно из основных отличий T129 Atak от базовой модели AgustaWestland A129 — возможность эксплуатации вертолетов в жарком климате и высокогорных условиях

Первые 30 вертолетов T129 строятся в соответствии со стандартом TUC-1 (машина огневой поддержки). Такая модификация, T129A, будет оснащаться только 20-мм трехствольной авиационной пушкой M197 и 76 управляемыми/неуправляемым 70-мм ракетами. T129B, дальнейшая модификация (которая, по всей видимости, станет основой зарубежных продаж), будет создана в соответствии со стандартом TUC-2 («многоцелевой вертолет»). Помимо использования нашлемного дисплея от Aselsan вертолет T129B оснастят 8 противотанковыми ракетами Roketsan UMTAS, 12 ракетами Cirit (70 мм, лазерное наведение), 2 ракетами Stinger, оставив штатную пушку M197.

AgustaWestland и TAI уже начали продвижение T129 на иностранных рынках. Потенциальными покупателями новых вертолетов считаются Пакистан и Ливия. Среди других стран, заинтересовавшихся предложением, — Иордания, Малайзия и Филиппины. В долгосрочной перспективе T129 может приобрести Италия. Всего, по прогнозам Teal Group, совместное итало-турецкое предприятие выпустит 78 единиц T129 (2013–2022 гг.), полагая, что Вашингтон сможет искусственно снизить объем экспортных продаж этого вертолета, введя ограничение, связанное с использующимися двигателями.

Конкуренты из России

Ми-28Н

Ближайшим по ТТХ российским эквивалентом Apache является 10,9-тонный Ми-28Н (в России используется название «Ночной охотник», по классификации НАТО — Havoc), стоимость которого приближается к $24 млн. Крейсерская скорость вертолета составляет 270 км/ч, а в гондоле под передней кабиной устанавливается 30-мм пушка 2А42.

Несмотря на более низкую стоимость, Ми-28Н проиграл AH-64D в Индии. Поговаривают, что на то были две причины: надвтулочный радар для российского вертолета был на раннем этапе разработки, а его основное вооружение состоит из 8 ракет «Атака» (9M120) с радиокомандной системой управления и дальностью пуска 5,8 км. (Управляемое вооружение AH-64D представлено ракетой AGM-114L Longbow Hellfire с комбинацией инерциального и радиолокационного наведения, работающей по принципу «выстрелил и забыл» — это позволяет ракете поражать цели на расстоянии до 9 км без необходимости оставаться в зоне ее прямой видимости, с «подскока» для захвата цели, пуска ракеты и последующего ухода. Разумеется, такая ракета значительно дороже 9M120.)

Индийские военные в 2011 году отказались от российского Ми-28Н в пользу AH-64D, сославшись на 20 пунктов несоответствия объявленному тендеру. Одной из причин такого решения было отсутствие надвтулочного радара — РЛС Н025 в это время только испытывалась.

Заказ ВВС России на сегодня составляет 167 вертолетов Ми-28Н. Более 60 единиц уже было доставлено заказчику (без надвтулочной РЛС Н-025). Официально вертолет был введен в эксплуатацию в декабре 2013 года и сегодня им оснащаются учебная часть и четыре войсковые части (из десяти запланированных). Также планируется, что каждая из частей будет иметь на вооружении около пяти Ми-28УБ, представляющих собой учебно-боевую модификацию «Ночного охотника».

Радар Н-025 будет устанавливаться на модернизированную версию вертолета — Ми-28НМ — начиная с 2016 года. Применяющиеся в настоящее время двигатели ТВЗ-117ВМА (мощность на взлетном режиме — 2200 л. с.) для «Ми-28НМ» заменят на ВК-2500 (2400 л. с., устанавливаются на экспортную модификацию Ми-28НЭ), вертолеты также вооружат гиростабизилированной оптико-­электронной системой ГОЭС-451М от УОМЗ (как на Ка-52), а пилотов экипируют нашлемными прицелами. Упоминание лазерной системы наведения ЛСН-296 наводит на мысль о том, что Ми-28НМ будут вооружаться ракетами 9А4172 «Вихрь».

По сообщениям новостного агентства «АРМС-ТАСС», первый экспортный контракт на 42 вертолета Ми-28НЭ был подписан в начале 2014 года с Алжиром (кроме этого, контракт предусматривает поставку шести Ми-26Т2, крупнейших в мире транспортных вертолетов). Второй контракт на поставку 28 экспортных модификаций Ми-28Н Ираку был исполнен в январе этого года. Также имеются договоренности с Венесуэлой (10 вертолетов), Казахстаном и Туркменистаном.

Ми-35М и Ми-24

На рынке экспорта вертолетов 10,9-тонный Ми-35М, оснащаемый двигателем ВК-2500 и двухствольной пушкой ГШ-23, обошел по объемам продаж Ми-28Н. Ми-35М несколько медленнее «конкурента» (260 км/ч), но более гибок в эксплуатации — вертолет может перевозить до 8 бойцов (или эвакуировать такое же число раненых). Он также может нести 8 ракет 9М114 «Штурм» или 9М120 «Атака». Стоимость Ми-35М составляет $20 млн.

Первой страной, заказавшей Ми-35М, была Венесуэла, которая приобрела 10 вертолетов. За ней последовала Бразилия, купившая 12 боевых машин (есть вероятность, что будет дозаказано еще четыре AH-2 Sabres — такое местное название получил российский вертолет). По состоянию на май 2010 года российское Минобороны заказало 22 Ми-35М, а в апреле 2012 года увеличило заказ еще на 27 единиц. В сентябре 2010 года Азербайджан заказал 24 вертолета этого типа для погранвойск и планирует дозаказать такое же количество Ми-35М в ближайшее время. В ноябре 2011 года Ирак получил четыре вертолета подобной модификации — как утверждается, это первая партия из 40 планируемых к заказу боевых машин.

Ми-35М оснащаются двигателями повышенной высотности ВК-2500-02, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н и лазерным дальномером

За все время существования экспортной версии Ми-24 было построено около 2300 единиц для 30 стран мира. Так как знаменитый «крокодил» выпускался преимущественно в 1980-х, на сегодняшний день существует ряд программ по его модернизации. Россия, к примеру, осуществляет «апгрейд» вертолета до модификации Ми-24ПН, готовый выполнять боевые задачи в темное время суток.

Услуги по модернизации, связанной с улучшением оперативных качеств Ми-24, предлагает компания Elbit Systems — ее специалисты подготовили семь вертолетов для Грузии, шесть — для Македонии и еще семь машин для Шри-Ланки. Израильская IAI/Tamam предлагает собственную систему апгрейда — Mission 24. Ее услугами воспользовались индийские ВВС, модернизировавшие 25 вертолетов Ми-24: боевые машины получили приборы для применения в ночное время, а также возможность установки ракет 9К114 «Штурм» и Rafael Spike-ER.

Все Ми-24, закупленные Алжиром, были серьезно модернизированы компанией Advanced Technologies and Engineering (версия SuperHind Mk.III)— изменения коснулись как вооружения, так и авионики

Super Hind, одну из наиболее продвинутых программ модернизации Ми-24, предлагает южно-африканская компания Advanced Technologies and Engineering (в 2013 году ATE стала частью корпорации Paramount Advanced Technologies). ATE доработала 40 вертолетов для Алжира — версия Mk III включала замену пулеметов ЯкБ-12,7 на 20-мм F2 и установку ПТУР Ingwe (Denel Dynamics). Совместно с украинской ГК «Авикон» компания модернизировала четыре вертолета для Азербайджана до модификации Ми-24Г, оснастив боевые машины украинским противотанковым ракетным комплексом «Барьер» разработки киевского КБ «Луч». Кстати, в украинских ВВС насчитывается более 70 вертолетов Ми-24. Некоторые из них был модернизированы предприятием «Авиакон» до версии Ми-24ПУ1, другие — в сотрудничестве с Sagem — до версии Ми-24ПУ2 (обе модификации представляют собой украинские варианты Ми-24П, оснащенного пушкой ГШ-30К). Sagem также предлагает модернизацию Ми-24/35 в сотрудничестве с Московским вертолетным заводом им. Миля и компанией «Росвертол».

Вертолет Ми-171Ш (экспортный вариант российского Ми-8АМТШ) из партии машин, закупленных ВВС Перу

Стоит также отметить возможности 11-тонного Ми-8АМТШ, который способен не только перевозить 26 десантников, но и нести авиационную пушку ГШ-23, блоки Б8В20 неуправляемых ракет С-8 и управляемые ракеты «Штурм-В» и «Игла-В». В августе 2013 года Минобороны Российской Федерации разместило $380-миллионный заказ на 40 единиц Ми-8АМТШ — общее количество этих вертолетов, состоящих на вооружении российских вооруженных сил, составит около 180 единиц в дополнение к 150 вертолетам Ми-8МТВ. Экспортная версия этого вертолета, Ми-171Ш, собирается в Улан-Удэ и была закуплена Бангладешем, Чешской республикой, Хорватией, Ганой и Перу. В число покупателей другой модели — Ми-17В-5 — входят Афганистан, Азербайджан и Индия.

Во время боевых действий в Афганистане советские Ми-24 обстреливались крупнокалиберными пулеметами и даже пушками — вплоть до 23 мм. Лобовые бронестекла пилота и оператора выдерживали такие попадания.

Ка-52

Ка-52 считается самым совершенным российским ударным вертолетом. 10,8-тонный «Аллигатор» отличается рядным расположением пилотов, наличием отстреливаемых лопастей и катапультных кресел. Вертолет оснащается двигателями ТВ3-117ВМА, и он несколько медленнее (около 250 км/ч), чем конкуренты с тандемным расположением экипажа. Применение фирменной для «камовских» машин соосной схемы несущих роторов превращает Ка-52 в отличную платформу для неуправляемых ракет.

Размещение РЛС «Арбалет» в носовой части вертолета стало возможным благодаря переносу 30-мм пушки 2А42 ближе к центру масс по правому борту. Основным вооружением Ка-52 являются 9К121 «Вихрь-1» с лазерной ГСН и 9М120 «Атака-М» с радиокомандной системой управления.

Ожидается, что новые модификации Ка-52 будут оснащаться двигателями ВК-2500 и перспективным управляемым ракетным комплексом «Гермес-А» с комбинированной системой наведения, позволяющей поражать цели на расстоянии 15–20 км.
Российские ВВС планируют использовать Ка-52 наряду с Ми-28Н и Ми-35М в семи смешанных экскадрильях. После первого заказа на 12 вертолетов, сделанного в 2009 году, Минобороны разместило заказ еще на 36 единиц. В сентябре 2011 года сообщалось о многолетнем контракте на 140 вертолетов, но он не был официально подтвержден. В феврале прошлого года в докладе Сергея Шойгу говорилось о том, что военное ведомство намеревается до 2020 года приобрести 985 новых вертолетов, но министр не раскрыл деталей планируемых закупок.

В июне прошлого года на авиасалоне в Ле-Бурже представители компании «Рособоронэкспорт» заявили о подписании первого экспортного контракта на поставку Ка-52 зарубежному заказчику — по неофициальным данным, в его роли выступил Ирак (фото: www.russianhelicopters.aero)

Проектируемая модификация Ка-52К (по сообщениям неофициальных источников, носит название «Катран») будет морского базирования и призвана стать основным «оружием» УДК типа «Мистраль». «Владивосток», первый корабль подобного типа, заказанный российским Минобороны, сможет нести 16 вертолетов Ка-52К и Ка-29. В апреле этого года агентство ИТАР-ТАСС сообщило, что военное ведомство подписало контракт на поставку 32 вертолетов Ка-52 с индексом «К».

В качестве одного из первых зарубежных заказчиков вертолета рассматривалась Ливия, но в связи с известными событиями подобная сделка едва ли представляется возможной.
Имеется информация о планах по разработке отечественных ударных вертолетов пятого поколения, но никаких деталей, кроме возможных сроков начала проектирования (2021–2025 гг.) официально представлено не было.