Гремя огнем, сверкая блеском стали…

Понятие «танковый биатлон» — относительно новое, но уже уверенно вошедшее в практику боевой подготовки. Возрожденные в 2013 году по инициативе Министра обороны РФ Сергея Шойгу соревнования танковых экипажей, придание им международного статуса получили широкую общественную поддержку и быстро завоевали авторитет в воинских коллективах.  13 Август 2014, 17:07

Когда о танковом биатлоне появилась предварительная информация, в профессиональной среде высказывались опасения, что подобное состязание может выродиться в некое показательное выступление, внешне эффектное, но, в конечном итоге, не приносящее никакой практической пользы. Однако беспочвенность таких опасений обнаружилась практически сразу, уже в процессе подготовки к проведению первого танкового биатлона. Продуманное включение соревнования в повседневную практику боевой учебы, применение в программе состязания стандартных элементов, отрабатываемых при обучении и подготовке механиков-водителей, наводчиков-операторов и командиров экипажей, а главное — соревновательный подход, — резко повысили эффективность занятий.

Соревнования по танковому биатлону приносят ощутимую пользу: во-первых, во время их проведения повышается общий уровень подготовки личного состава танковых подразделений, во-вторых, проверяется умение экипажей готовить технику и вооружение к боевому применению и, в-третьих, военнослужащие учатся эффективно использовать все возможности техники и вооружения в процессе их практического применения. Все это будет необходимо при выполнении личным составом реальных задач, а включение в процесс боевой учебы такого яркого и зрелищного события, несомненно, повышает общий престиж военной службы.

Кроме того, соревнования на военной технике с использованием штатного вооружения позволяют на практике определить соответствие характеристик боевых машин современным требованиям.
В настоящее время, когда значительная часть ВС РФ должна комплектоваться по контракту, когда ощущается дефицит призывного контингента, срок службы которого составляет всего лишь 12 месяцев, вопрос повышения привлекательности, престижности военной службы становится одним из главных. Поэтому решение генерала армии С.К. Шойгу организовать и провести соревнования танковых экипажей в новом формате — в виде зрелищного состязания, с привлечением СМИ и допуском на трибуны зрителей — полностью отвечает духу времени.
В прошлом году финал первого танкового биатлона состоялся в рамках всеармейских и международных соревнований на учебном полигоне прославленной Таманской мотострелковой дивизии Западного военного округа в Алабино. Биатлон успешно доказал свое право на существование.

Соревнования в текущем году проходят как конкурс профессионального мастерства среди экипажей танковых и механизированных частей последовательно на нескольких уровнях ― бригады, армии, округа, и, наконец, на соревнованиях общероссийского и международного масштаба, которые вновь принимает подмосковный полигон в Алабино. Отборочные соревнования, проводящиеся во всех соединениях, дают мощный стимул для повышения мастерства механиков-водителей, наводчиков, командиров и экипажей в целом.

Не секрет, что танки являются одним из самых эффективных средств на поле боя и в обозримом будущем таковым и останутся. В полной мере реализовать высокий боевой потенциал современных боевых машин могут только танкисты с твердыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Понятно, что основа воинского мастерства закладывается в ходе плановой боевой подготовки. Но атмосфера состязательности, реального соревнования заставляет экипажи прилагать еще больше усилий в достижении высоких целей.

Министр обороны РФ генерал армии С. К. Шойгу поздравляет победителей «Танкового биатлона – 2013» (фото: Вадим Савицкий)

С этой точки зрения можно только приветствовать широкое освещение танкового биатлона в средствах массовой информации, показ по телевидению, открытие доступа на зрительские трибуны широкой публике. А придание танковому биатлону международного характера выводит это мероприятие на качественно новый уровень. И если в первом танковом биатлоне участвовали экипажи трех зарубежных стран (Армения, Белоруссия, Казахстан), то в текущем году приезжают представители 12 стран, в основном членов СНГ, а также Индии, Китая и Кувейта. Прибудут и наблюдатели из армий 22 государств.

Танковый биатлон уже зарегистрирован как военно-прикладной вид спорта, так что происходящее на полигоне является одновременно и конкурсом профессионального мастерства, и спортивным соревнованием. У этих состязаний растет число болельщиков, которые активно поддерживают свои команды.

Начальник Управления боевой подготовки Центрального военного округа генерал-майор Владимир Ашиток так охарактеризовал особенности соревнования этого года: «Танковый биатлон ― это конкурс, соревнование, состоящее из нескольких этапов. В этом году командиры соединений и подразделений больше внимания уделили проведению конкурса на первых двух этапах. Показанные результаты оказались лучше, хотя, конечно, и сейчас имеются замечания по подготовке некоторых экипажей. Вновь на окружном полигоне подготовлена трасса, построены некоторые сооружения, каждое препятствие восстановлено. На этапе бригадных тренировок трасса была проверена. Тщательно подготовили судейство и технику, чтобы не могло возникнуть никаких сомнений в объективности результата».

Соревнования танковых экипажей в воинском мастерстве регулярно проводились в Советской Армии с середины 1980-х годов вплоть до распада СССР и даже продолжились некоторое время после формирования Российской Армии. Так, первое всеармейское соревнование лучших танковых экипажей групп войск и военных округов состоялось в 1986 году в учебном центре Кантемировской танковой дивизии. Танкисты соревновались в вождении, стрельбе из танков, выполнении нормативов. Тогда победителем стал экипаж из Московского военного округа под командованием сержанта Татарских П. Б., второе место занял экипаж из Центральной группы войск (дислоцировалась на территории Чехословакии) под командованием старшего сержанта Гербина В. В., бронзовым призером стал экипаж из Прикарпатского военного округа под командованием старшего сержанта Крылова А. А. 

Соревнования в этом году впервые проводились как среди танковых, так и мотострелковых подразделений, поэтому к ним привлекались экипажи танков Т-72 и боевых машин пехоты БМП-2.

Танковой биатлон проводится по правилам, принципиально аналогичным лыжным гонкам со стрельбой. Экипажами проходят маршрут с естественными и искусственными препятствиями: «холм», «стенка», «колейный мост», «эскарп», «проход в минном поле» и другими. Маршруты оборудованы участками скоростного прохождения и обгона, рубежами проведения стрельб и пунктами управления судейской комиссии.

Стрельба ведется на нескольких рубежах из танковой пушки, спаренного и зенитного пулеметов. За каждый промах при стрельбе танкисты проходят штрафной круг протяженностью 500 м.

Лучшие определяются по сумме времени прохождения конкурсной дистанции и времени, добавленного за нарушения при преодолении препятствий. При этом оценивается и способность командира танка правильно установить очередность поражения целей. Точность стрельбы выявляется посредством специальных видеокамер, установленных у мишеней, а правильность прохождения по маршруту — военнослужащими-учетчиками.

Стрельба штатным снарядом, «Танковый биатлон – 2014» в Центральном военном округе (фото: Олег Желтоножко)

Все команды выступали на российских танках Т-72Б. Эти машины еще раз показали свою высокую надежность, неприхотливость, подвижность и способность вести точный огонь из различного вооружения. В 2014 году всеармейский этап состязаний проходил на танках Т-72Б3, оснащенных прицельным комплексом «Сосна-У», позволившим еще выше поднять точность стрельбы и сократить время на поражение целей.
Главный приз экипажу-победителю всеармейского этапа «Танкового биатлона – 2013»
(фото: Вадим Савицкий)

На международном этапе, который пройдет в период с 4 по 16 августа, российские танкисты будут выступать на модернизированных Т-72Б3, оснащенных новым двигателем мощность 1130 л. с., системой автоматического переключения передач, информационно-управляющей системой шасси, прицельным комплексом с панорамным прицелом командира, улучшенной пушкой и автоматом заряжания. Серьезным соперником нашим танкам может стать китайская машина «Тип 96», на которой будут выступать китайские танкисты.

Российский этап «Танкового биатлона – 2014» завершился 28 июня. Первое место среди танкистов занял экипаж Т-72Б3 Западного военного округа лейтенанта Рината Хадиева (механик-водитель рядовой Игорь Артемьев, наводчик-оператор рядовой Андрей Туманов). Финальную смешанную эстафету экипажей танков и БМП также выиграли военнослужащие ЗВО. В целом же по итогам Всеармейского соревнования лучшей признана команда Восточного военного округа.

На маршруте «Танкового биатлона – 2014» в Центральном военном округе
(фото: Олег Желтоножко)

Генерал армии Сергей Шойгу еще в прошлом году подчеркивал, что «Танковый биатлон – 2014» станет особенным: «Это будут уже совсем другие соревнования, где на первый план выйдет соперничество технологий и конструкторов. Я очень надеюсь на наших конструкторов, заводы, предприятия. Очень хочу, чтобы они вооружили нас на следующий год так, чтобы, как и в этом году, мы были первыми и ни в коем случае это место не отдавали». Конструкторы и производственники «Уралвагонзавода» танкистов не подвели, в кратчайшие сроки изготовили модернизированные Т-72Б3, дали возможность армейским экипажам их изучить и потренироваться на новой технике. Так что шансы на победу в международном соревновании у российских танкистов велики.
 
Среди экипажей БМП-2 на «Танковом биатлоне – 2014» победили представители морской пехоты Тихоокеанского флота (фото: voenternet.ru)