Чемпионат
для БПЛА от NASA

Проведение замаскированных, ни к чему не обязывающих тендеров в виде соревнований получает все большее распространение в зарубежной военной промышленности. К примеру, недавно закончился полуфинал робототехнического чемпионата Robotic Challenge, огранизованный DARPA (читайте статью на стр. 134). Впрочем, в этом случае речь на самом деле может идти о выявлении талантливых групп разработчиков и предоставлении им финансирования — Минобороны США даже закупило и передало шести командам-участникам чемпионата роботов Atlas стоимостью свыше $1 млн каждый. Теперь же в «чемпионатную гонку» включилось NASA. Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) США объявило о регистрации желающих участвовать в соревнованиях беспилотных летательных аппаратов: Unmanned Aircraft Systems Airspace Operations Challenge. Команды участников будут бороться за призовой фонд в размере $500 тыс., демонстрируя способность своих изделий проходить воздушную «полосу препятствий».

Это состязание по управлению БПЛА будет проводиться в 2014 г. Испытательным центром БПЛА Огайо/Индиана (Ohio/Indiana UAS Center and Test Complex) на базе Объединенного военного учебного центра Аттербери (Camp Atterbury Joint Manoeuvre Training Center) недалеко от г. Эдинбург, штат Индиана. Участники продемонстрируют возможности безопасного управления своими БПЛА в общем воздушном пространстве. Мероприятие направлено на развитие и демонстрацию основных технологий, необходимых для автономного полета БПЛА, — в частности, технологий распознавания и уклонения от других участников воздушного движения.

Достижения в области конструирования автономных или дистанционно пилотируемых летательных аппаратов со временем сделают возможным безопасное перемещение таких БПЛА в общем пространстве с пилотируемыми. Прежде чем роботы смогут безопасно перемещаться в общем воздушном пространстве, они должны будут продемонстрировать высокий уровень операционной надежности и развитый функционал по предотвращению столкновений в воздухе и на земле. Unmanned Aircraft Systems Airspace Operations Challenge нацелены на развитие ключевых технологий интеграции БПЛА в Национальную систему организации воздушного пространства (National Airspace System).

На рисунке показано сложное взаимодействие между БПЛА, диспетчерскими службами и операторами телеуправления в общем воздушном пространстве, которое потребуется продемонстрировать участникам второго этапа Unmanned Aircraft Systems Airspace Operations Challenge
(фото: uasaoc.org)
Регистрация участников началась еще несколько месяцев назад под эгидой корпорации Development Projects Inc. (Дайтона, штат Огайо). За это время многочисленные представители производственных и научных объединений заявили о своем участии, чтобы продемонстрировать собственные достижения на первом этапе конкурса, запланированном на апрель 2014 года. Регистрация на этот этап заканчивается 31 марта 2014 года. Конкурс пройдет в два этапа: первый пройдет весной 2014 года, второй — через год после успешного завершения первого. Победитель первого этапа получит приз в $500 тыс., а на втором призовой фонд увеличится до $1 млн. В отличие от заказов и грантов, денежная сумма будет перечислена только после демонстрации успешно реализованных разработок. Однако принцип чемпионата позволит привлечь помимо традиционных институтов аэрокосмической отрасли еще и группы студентов, а также независимых изобретателей. Возможно, именно они сумеют представить новые технические и программные решения, которые заинтересуют государственных заказчиков.

Официальная страница чемпионата: http://uasaoc.org

Участникам первого этапа необходимо продемонстрировать такие показатели, как безопасное пилотирование, устойчивость работы системы ADS-B (Automatic dependent surveillance-broadcast — система непрерывной передачи самолетом своих координат, а также приема информации о трафике и погоде, в настоящее время внедряемая в США), планирование и выполнение четырехмерных траекторий, возможность управления наземным оператором. Демонстрация устойчивости системы и восстановления после сбоя заключается в корректном поведении аппарата при прерывании канала связи или нестабильной работе GPS. При подготовке ко второму этапу конкурсантам придется иметь дело с методами обнаружения конфликтов в воздушном трафике.

В анонсе мероприятия NASA отмечает, что, несмотря на то что техническая реализация аппарата, способного автономно передвигаться в воздушном пространстве США и при этом соответствующего всем требованиям безопасности, намного сложнее упрощенных требований к конкурсным устройствам, те команды, которые продемонстрируют владение базовыми технологиями, могут получить контракт на серийное производство своих аппаратов. Такой подход идеологически близок к целям интеграции БПЛА в Национальную систему организации воздушного пространства, отраженным в концепции NextGen — передовой программе, основанной на обмене информацией между всеми бортами и диспетчерскими службами, автоматическом выполнении некоторых этапов полета и т. д.