Корабли-роботы выйдут в океан

Rolls-Royce представил наземные центры управления необитаемыми судами будущего. 31 Июль 2015, 10:12
Представьте на секунду: океаны по-прежнему заполнены грузовыми судами, спокойно и размеренно плывущими по проложенному курсу. Отличие одно: на борту у них нет ни одного человека, только сложный компьютеризированный комплекс, интегрированный со средствами связи, навигации и судовождения. За движением корабля-робота в море следит оператор диспетчерского центра, по каналам связи получающий всю ту же информацию, какую имел бы моряк, находящийся в ходовой рубке, включая вид с капитанского мостика.
Специалисты из команды Blue Ocean (подразделения группы Rolls-Royce) недавно продемонстрировали в норвежском Олесунне действующий макет «капитанского мостика виртуальной реальности», дающего круговой обзор и снабженного имитаторами основных приборов управления. По словам разработчиков, подобный комплекс можно использовать для создания наземных центров управления необитаемыми судами будущего.
 
К идее отказа от экипажей есть предпосылки. По оценкам исследователей, до трех четвертей всех инцидентов в судовождении происходит по вине человека. Причины львиной доли серьезных ошибок — усталость моряков и потеря ими концентрации внимания. При этом нужно понимать, что современный коммерческий морской транспорт испытывает на себе давление жесткой экономии, в частности по топливу.

Аналитики указывают, что сокращение скорости передвижения более-менее крупного корабля (например, балкера средних размеров) на 30% дает экономию топлива до 50%. Топливо нынче дорого, и если груз не срочный — надо экономить. Это увеличивает время нахождения в море, что изматывает личный состав, занятый рутинными операциями, способствует снижению концентрации внимания и повышает вероятность ошибок. Одновременно с этим возрастают элементарные расходы на содержание людей (питание и пр.), а также собственно оплата за рейс. Даже удаление экипажей и систем его жизнеобеспечения с корабля при сохранении основных парамет­ров движения уже сократит расход топлива на 12–15% (по оценке разработчиков Blue Ocean).

Те же специалисты указывают, что для крупных контейнеровозов расходы на содержание экипажа составляют до 44% от всех операционных затрат. Потенциальная же экономия на масштабах внедрения настолько внушительна, что способна покрыть расходы на исследования и разработки по созданию фактически новой транспортной отрасли.
 
Подобного мнения придерживаются создатели FrontRunner — комплекса роботизации карьерных самосвалов. По их расчетам, для обслуживания одной такой тяжелой машины требуется 10 специалистов, включая 4 водителей, работающих посменно в тяжелых условиях отдаленного района, — все это отражается в расходах на таких сотрудников.
 
Виртуальный капитанский мостик, предоставляющий оператору обзор не хуже, чем с мостика управляемого судна
Европейский Союз подходит к затронутому вопросу последовательно. Прежде чем конструировать те или иные формы необитаемых судов, нужно сначала разработать и обосновать облик самой системы судоходства, в которую можно эффективно и безопасно включать корабли-роботы. Этой задаче посвящен исследовательский проект MUNIN. Maritime Unmanned Navigation through Intelligence in Networks переводится как «Безэкипажная морская навигация с использованием интеллектуальных сетей».
Концепция пока представляется в виде максимально автономного судна, способного идти по заданному маршруту, самостоятельно решая типовые задачи судовождения (распознавание малых объектов, автономная прокладка курса и маневрирование для избежания столкновений), — это так называемые режимы «автономной работы» и «автономного решения задач». Мониторинг состояния корабля осуществляется из диспетчерского центра «на материке», специалисты могут в любой момент включиться в управление для разрешения сложных ситуаций.
Пока что MUNIN выглядит типичным поисковым НИРом в зачаточном состоянии: запущен в сентябре 2012-го сроком на три года. Следует также отметить, что пока не идет речи об автоматизации судовождения в прибрежной зоне и тем более в акваториях портов во время причальных операций. Все включенное в исследование относится к возможности автоматизации наиболее рутинной и длительной части морского транспортного маршрута — судовождения в открытом море. Все операции, связанные с судовождением в указанных в лоции сложных участках мирового океана, районах интенсивного судоходства (например, оживленных проливах типа Каттегата или Малаккского) и акваториях портов пока предполагаются только с использованием хорошо знающих местные воды лоцманских команд, высаживающихся на корабль-робот с катера или вертолета (и покидающих его тем же путем). По сути, речь идет о создании совершенно новой системы судоходства, со своей экономикой и соответствующими требованиями к персоналу и оборудованию. Но в первую очередь — со своими правовыми режимами. На данный момент эксплуатация кораб­лей-роботов фактически запрещена: удаленное управление судами противоречит международному своду морских законов.
 
Карьерный самосвал, оснащенный комплектом роботизации FrontRunner, выполняет автономные операции по загрузке, перевозке и выгрузке руды
Нет никакого сомнения и в том, что давление моряцких профсоюзов будет огромным: в перспективе в буквальном смысле слова «за бортом» окажутся сотни тысяч моряков, а счет всех пострадавших от такого торжества прогресса пойдет на миллионы. В этом смысле за действующее законодательство будут цепляться до последнего, но, по-видимому, безрезультатно: экономический эффект от внедрения безэкипажной навигации слишком велик, чтобы транспортные компании от него отмахнулись. Возможно, процесс будет развертываться в несколько этапов, включающих в себя постепенное сокращение численности экипажей за счет повышения роли интеллектуальных средств судовождения и внедрения диспетчерских центров.