Все четыре колеса

Легкая бронетехника сегодня и завтра. Современные военные конфликты становятся все более мобильными и непродолжительными. Вместо масштабных боевых операций с танками и артиллерийскими установками на первый план выходят спецоперации, которые выполняют бригады, оснащенные легкими бронемашинами и зачастую даже обычными легковушками. 26 Январь 2016, 08:19
Как рассказал Technowars Виктор Мураховский, эксперт по сухопутным вооружениям, член Общественного совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, броневики стали популярны из-за того, что в XXI веке изменился характер армейских операций.
От широкомасштабных военных конфликтов, последний из которых был в 2003 году в Ираке, боевые действия смещаются в сторону локальных и быстротечных операций: это и гражданские войны, и борьба с террористами, и миротворческие миссии. Все это, как правило, происходит там, где есть дороги или же рельеф местности не требует повышенной проходимости
Виктор Мураховский, полковник запаса, военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»
По его словам, легкая бронетехника широко используется в миротворческих операциях, например в Мали и в Центрально-Африканской рес­публике. Также на «бронетачанках» — обычных джипах с кустарно установленными пулеметами и ракетными установками — решаются конфликты в Судане и Южном Судане, в Ливии. Напряженная ситуация в Крыму, возникшая из-за свержения законно избранного президента Украины, тоже сдерживалась с помощью легких броневиков «Тигр» и более тяжелых БТР.
 
Старый пикап, «модернизированный» сирийскими повстанцами до импровизированного бронеавтомобиля, названного создателями „Sham 1”. Окрестности Алеппо, Сирия, 2012 г.
Мураховский отметил, что современные образцы высокоточного оружия, которые могут быть смонтированы на платформу легких бронемашин, делают их хорошей заменой тяжелой бронетехнике.
Многоцелевое и высокоточное вооружение, которого еще 30–40 лет назад не было, сейчас активно внедряется на легкие бронированные платформы. Например, на колесные бронемашины монтируют кроме традиционных пулеметов установки противотанковых управляемых ракет (ПТУР), лазерные целеуказатели для управляемого оружия, различные средства радиоэлектронной борьбы и оптико-электронной разведки
Виктор Мураховский, полковник запаса, военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»
Легкие машины на порядок дешевле танков, у них выше ресурс основных узлов, поскольку двигатель, трансмиссия и другое оборудование, как правило, заимствуются у серийных гражданских машин.
При этом легкого бронирования вполне достаточно для защиты от обстрела из стрелкового оружия, которое в основном используется в мелких конфликтах.
В итоге легкие бронемашины серь­езно потеснили тяжелую бронетехнику, в том числе танки. Общая тенденция развития вооружений — в сторону распределения функцио­нала на более дешевые и легкие машины — то, что в структуре сетецентрических войн определяется термином «рой» или «стая».
Когда есть система управления, обеспечивающая интеграцию всех этих машин, они как тараканы бегают „толпой”. Ну, погибнет один, ничего страшного не случится, остальные возьмут его функцию на
себя
Виктор Мураховский, полковник запаса, военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»
Он подчеркнул, что для войн современного типа это основная тенденция, поэтому американцы перешли на бригады Stryker, а в российской армии при прошлом министре обороны появилась концепция «легких бригад» из колесной техники.
 
„Sham 2”
«В танке все эти возможности объединены в одной машине: высокая огневая мощь, броневая защита, система управления огнем. Получается очень дорого, но очень сердито. А здесь можно функции одной машины разделить на „стаю” таких вот легких бронемашин. Одна, с ПТУР, обеспечивает огневую мощь, другие ведут разведку — одна в оптическом диапазоне, другая — в радиоэлектронном; третья выполняет функции системы связи и управления. И так далее», — рассказывает Мураховский.
В итоге небольшие страны, которым не угрожает нападение мощных войск соседнего государства, вполне могут полностью обеспечить необходимый уровень безопасности с помощью легких бронемашин.

„Sham 2” уже имеет дистанционно управляемый оружейный модуль, управляемый джойстиком от игровой приставки
Вице-президент Академии Геополитических проблем Константин Сивков добавил, что легкие бронемашины применяются там, где военные действия ведутся в городских условиях и на большом пространстве.
Танковая и артиллерийская мощь не нужна, когда бои ведутся в городских условиях и стоит задача патрулирования дорог, выполнения полицейских функций, противодействия пар-
тизанам
Константин Сивков, вице-президент Академии Геополитических проблем
Он отметил также, что если тяжелую бронетехнику важно защитить от средств поражения, используемых регулярной армией — артиллерийских снарядов, крупнокалиберного стрелкового вооружения, — то для легких бронемашин главное — защита от «оружия боевиков» — мин, фугасов и легкого стрелкового оружия.
Для этого используется несколько конструктивных решений. В первую очередь защита от фугасов обеспечивается за счет специальной формы днища бронемашин. Их делают V-образными и в форме корыта, чтобы энергия взрыва отражалась от наклонных поверхностей и рассеивалась. Пол машины также адаптируют для поглощения энергии взрыва — оснащают амортизаторами и защищают специальным резиновым покрытием. Для экипажа устанавливают специальные кресла, снижающие риск контузии. Кроме того, корпус машины защищают дважды — внутренней бронекапсулой (для экипажа) и внешней броней, которая закрывает все узлы и агрегаты.
Сама броня — тоже не обычная листовая, а многослойная. Композитная броня состоит из слоя стали, обладающей необходимым уровнем вязкости, и хрупкого композита, который поглощает энергию взрыва, разрушаясь при этом; затем опять слой стали, а следом еще композит. Все это снижает повреждения от взрывов и пуль
Константин Сивков, вице-президент Академии Геополитических проблем
По его словам, развитие защиты легких бронемашин идет за счет создания новых конструкций корпуса, инженерных решений, а также разработки специальных наноматериалов, обладающих необходимой вязкостью и прочностью.
Ниже мы рассмотрели самые известные бронеавтомобили, существующие в мире на сегодняшний день, и перспективные модели, которые могут появиться на вооружении ведущих армий мира уже в ближайшие годы.

Пневматика повышает проходимость

Компания Meritor Defense представила две технологии, которые не только могут быть использованы для модернизации Humvee, но и будут применяться в JLTV от Lockheed Martin (Meritor Defense входит в команду разработчиков этих машин). Они были успешно протестированы американскими морпехами в рамках программы модернизации Humvee. Первое решение — SmartFlow, система интеллектуального распределения давления в шинах. В зависимости от типа поверхности — асфальт, песок, грязь — система спускает или подкачивает шины,  что изменяет давление колес на грунт и повышает проходимость. Каждое колесо подкачивается независимо.
Второе решение — это DriveCommand, пневматическая система управления трансмиссией, которая контролирует вращение колес и не позволяет машине забуксовать. Обе системы работают от баллона со сжатым воздухом и могут быть выведены на общий пульт управления рядом с водителем.
 

США

Пожалуй, самым массовым производителем колесных бронемашин остается США со своим знаменитым «джипом» HMMWV, или Humvee (в гражданской версии он стал называться Hummer). За 30 лет компания AM General выпустила около 300 тысяч таких бронемашин, из которых 180 тысяч продолжают эксплуатироваться в армиях разных стран. Хорошо защищенный от пуль и осколков, Humvee оказался беззащитен перед минами и фугасами. За время военных операций в Ираке и Афганистане на закладках было подорвано 250 таких броневиков. Поэтому сейчас ему на смену идет новое поколение легких взрывозащищенных бронемашин JLTV (Joint Light Tactical Vehicle), конкурс на разработку которых Мин­обороны США объявило в 2010 году (Technowars неоднократно писал об этой программе — в частности, в статье «JLTV: как развивается программа», #10/2013).
 
Морские пехотинцы толкают легкий бронированный внедорожник HMMWV во время соревнований
Однако история Humvee на этом не заканчивается. На разработку повышения защищенности этих машин Минобороны США выделило в 2012 году $48 млн.  Программа AM General повышения надежности HMMWV для последних поколений «хаммеров» предполагает модернизацию шасси, за счет чего увеличивается грузоподъемность этих машин. Кроме того, для полноценной защиты экипажа устанавливается модульная комбинированная броня.
Бронемашины оснащают также новым генератором, способным выдерживать нагрузку многочисленной бортовой электроники, кондиционером салона, новыми амортизаторами с повышенным ресурсом для езды по пересеченной местности, усилителем руля, обновленными дисковыми тормозами, улучшенной системой охлаждения и другими «наворотами». Ожидается, что модернизированные таким образом машины смогут быть востребованными в армии США еще лет 30.
Textron Marine & Land Systems в сотрудничестве с Granite Tactical Vehicles предлагают собственный вариант модернизации Humvee под названием SCTV (Survivable Combat Tactical Vehicle). Вместо существующего корпуса на трансмиссию монтируется V-образная бронекапсула, сравнимая по уровню защиты от взрыва с аналогичными конструкциями тяжелых бронемашин (MRAP). Кроме того, проводится модернизация двигателей, замена подвески, колес, салона. При этом итоговый вес машины не увеличивается, а по цене модернизация сравнима с капремонтом.
Компания Meritor Defense предлагает вариант модернизации Humvee путем полной замены шасси на собственное — серии ProTec 30 — c улучшенными характеристиками проходимости. Несмотря на облегченную версию конструкции, шасси выдерживает больше 8 тонн нагрузки на каждую ось, а подвеска дает независимый ход каждому колесу на 533 мм. За счет оригинальной конструкции передаточного вала (Meritor Xtended Lube) подвижные узлы защищены от пыли и грязи, поэтому интервалы технического обслуживания шарниров увеличены до 160 тыс. километров пробега, что значительно снижает затраты на эксплуатацию.
США в рамках программы JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) планирует закупить для Сухопутных войск больше 20 тыс. легких бронемашин и еще 5500 для корпуса Морской пехоты. Несмотря на задержку сроков испытания прототипов, которые уже поступили в армию США, до конца 2014 года военные должны определиться с приоритетной моделью: за право поставки легких броневиков борются компании AM General, BAE Systems — Lockheed Martin и Oshkosh, — а в 2015 году уже начать закупки.
В отличие от Humvee, JLTV будет иметь V-образное днище, рассеивающее энергию взрыва, и бронекапсулу, защищающую экипаж.
Кроме мейнстримных разработок бронемашин в США существуют и альтернативные. Так, компания Navistar предлагает бронемашину MXT (Military Extreme Truck), созданную в 2006 году еще до программы JLTV, на базе грузовой платформы International. По весу эта машина находится на пределе легкого класса, отдельные модификации весят 15 тонн. Тем не менее патрульный вариант укладывается в сегмент «до 10 тонн». 350 таких машин были за­куплены в 2009–2010 годах британской армией в 8,6-тонной версии Husky TSV. Она позволяет брать на борт 1,6 тонны полезной нагрузки и перевозить четырех человек. Патрульная версия может оснащаться 12,7-мм пулеметом или 40-мм гранатометом, машина поддержки — 7,62-мм пулеметом. 

Двигатель решает все

AM General одним из преимуществ своей машины считает новый двигатель Optimizer 3200 объемом 3,2 литра и мощностью 300 л. с. при 4300 оборотах в минуту. Он разработан на основе австрийского турбодизеля Steyr M16 (соглашение со Steyr Motors было подписано в 2009 году). Этим двигателем также оснащают бронемашины AM General HMMW M998, Alvis Скорпион CVR (T), KMW-Rheinmetall AMPV и BAE Systems BVS10. Двигатель весит всего 250 кг, то есть на килограмм собственного веса выдает 1,2 лошадиной силы. Кроме того, новая бронемашина от AM General имеет 40% общих с Humvee деталей.
 

Турция

Еще одним крупным производителем бронемашин является Турция. Начало было положено в 1997 году, когда компания Otokar выпустила на рынок четырехколесный броневик Cobra. Он был сделан на основе американской Humvee, но, в отличие от базовой модели, имел V-образный кузов, защищающий экипаж от взрывов мин. Его закупили Алжир, Бахрейн, Пакистан, ОАЭ, Словения, Мальдивы и Грузия. В 2008 году во время боевых действий в Цхинвале российские войска захватили две грузинские бронемашины Cobra.
 
Легкая бронемашина Cobra, получившая повреждения в ходе грузино-югоосетинского конфликта в 2008 г.
В 2013 году Otokar представила на выставке IDEF-2013 в Стамбуле вторую версию бронемашины — Cobra II. По сравнению с первым вариантом у нее значительно увеличен внут­ренний объем и повышен уровень защиты.
Cobra II оснащена 6,7-литровым дизелем Cummins мощностью 281 л. с. (сравните с Optimizer от AM General объемом 3,2 литра и мощностью 300 л. с.) и шестиступенчатой автоматической коробкой передач Allison. Новая полностью независимая подвеска увеличила проходимость машины. При этом ее вес увеличился почти вдвое, с максимальной комплектацией —до 12 тонн, причем 70% из них приходится на броню и системы защиты.
Существует два варианта бронирования — сталь и композитная броня, которые отличаются по весу и цене. При этом базовая версия включает тепловизор, камеру заднего обзора, бортовую компьютерную систему и ABS. С начала 2014 года в производство запущена амфибийная версия с двумя гребными винтами. Планируется изготовить и зенитный вариант Cobra с мобильными ЗРК.
Otokar представил кроме Cobra II бронеавтомобиль Ural весом 6,2 тонны. Он способен перевозить 10 человек и может оснащаться боевым модулем с дистанционным управлением — в базовой модификации на нем установлен 12,7-мм пулемет. Машина оснащается дизелем мощностью 185 л.с. с турбонаддувом, а также независимой подвеской передних колес.
Еще одна турецкая компания, Nurol Makina, начала в 2013 году собственную разработку — Ejder 4х4. Несмотря на свой внушительный вес (12 тонн), она позиционируется именно как легкий бронеавтомобиль для разведки, управления, перевозки оружия и десанта и даже как спасательный автомобиль. Броневик оснащен полностью независимой подвеской, дизелем Cummins, позволяющим разгонять машину до 40 км/ч за шесть секунд, и способен перевозить 10 человек. На выставке Ejder был представлен с дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом.
Кроме того, о начале производства броневиков заявили турецкие компании Hema Defense Industry и Katmerciler.
 

Взрывозащита продолжает совершенствоваться


Компания QinetiQ North America разработала систему поглощения энергии взрыва BlastPro, снижающую пиковые нагрузки в пять раз. Как утверждают разработчики, она способна вдвое снизить мощность воздействия взрывной волны на транспортное средство. При этом ее можно не только монтировать на уже существующие бронемашины, но и встраивать в создаваемые образцы. Подробности технологии не разглашаются, но, судя по фотографиям, речь идет о комбинации нового материала и особой конструкции бронепластин, деформирующихся при взрыве.
 

Франция

Параллельный эволюционный процесс легкой бронетехники проходит во Франции под крылом компании Renault Trucks Defense, поглотившей производителя знаменитого французского броневика Panhard VBL — компанию Panhard General Defence. С начала 80-х гг. прошлого столетия было выпущено больше 2300 этих машин, которые до сих пор состоят на вооружении 16 стран мира. Panhard продолжает разрабатывать пакет обновлений для VBL, который включает новую заднюю подвеску, новый двигатель и улучшенную защиту. За счет улучшений броневик должен увеличить грузоподъемность на 900 кг.
Новый французский броневик PVP (Petit Vehicule Protege) появился в 2008 году. Он весит 4,7 тонны и оснащен итальянским двигателем Iveco объемом 2,8 литра. PVP был использован во время операции в Мали в январе 2013 года в качестве автомобиля разведки, машины радиоэлектронной борьбы и станции управления беспилотниками. Всего Минобороны Франции собирается до конца 2015 года закупить 1500 PVP, которые поставляются также в Того, Чили и Румынию.
 
Petit Vehicule Protege компании Panhard демонстрируется во время парада
Из перспективных французских бронемашин можно выделить концептуальную Crab с уникальной подвеской, которая по внешнему виду похожа скорее на танк, чем на бронеавтомобиль: у нее на крыше смонтирована башня с 25-мм пушкой. Производитель утверждает, что вместо пушки на Crab можно ставить пулеметы и противотанковые установки. При этом машина имеет защиту от пуль до 4 уровня (Level 4) по стандарту STANAG 4569, от фугасов — до 3-го. Несмотря на такие показатели, максимальный вес «мини-танка» не превышает 10 тонн. Пока известен только выставочный образец этого автомобиля.
Еще один относительно новый броневик из Франции — Renault Sherpa. Он начал выпускаться в 2006 году и сейчас эксплуатируется в Египте, Индонезии, Индии и Косово. При весе 7,7–9,8 тонны он может перевозить от 4 до 5 человек. Оснащен Sherpa дизелем Renault MD-5 мощностью 215 л.с. и 12,7-мм пулеметом. В 2013 году Renault представила пять новых модификаций этой машины. Самая тяжелая, весящая 19,9 тонны, может перевозить 10 человек и 2,6 тонны груза.
 

Пустота защищает

Компания Ceradyne для защиты «плоскодонных» бронемашин Humvee от мин разработала специальные бронепластины,  внутри которых находятся волнообразные решетчатые алюминиевые конструкции. При взрыве они сминаются, поглощая примерно 30% энергии. При этом за счет пустот общий вес бронепластин вдвое меньше, чем у традиционных металлических усилений конструкции. Броневик, защищенный такими пластинами, прибавляет в весе всего 300 кг.

На рисунке изображена схема аналогичной деформирующейся взрывозащитной кон-струкции из патента US 8413568 B2.

Германия

В Германии производством броневиков активно занимаются компании Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall. В 2011 году их консорциум выпустил для германской армии 10-тонный прототип бронированного многоцелевого автомобиля AMPV. Он оснащен 3,2-литровым турбодизелем Steyr мощностью 274 л. с. (тем самым, на базе которого AE General разработала Optimizer для JLTV). AMPV имеет уровень противоминной защиты 3a/2b — один из самых высоких в своем классе. Независимая подвеска обеспечивает высокую проходимость. Прототип пока существует только в двух вариантах — командирская машина и патрульный автомобиль. В разработке находится еще минимум три конфигурации, в том числе машина разведки, машина управления и транспортер с увеличенным транспортным отсеком. Даже в базовой комплектации AMPV оснащен станцией постановки электронных помех, боевым модулем с дистанционным управлением.
Автомобильный гигант Mercedes-Benz также создал для немецкой армии два бронеавтомобиля под маркой Enok — LAPV 5.4 и LAPV 6.1. Вес каждого их них 5,4 тонны, максимальный уровень защиты — 2-й баллистический и 2а противоминный. Военные «Мерседесы» оснащают дизельным двигателем OM642 270 мощностью 184 л. с. Бундесвер закупил в 2008 году 120 таких автомобилей, с тех пор их производство приостановлено.
 
Легкая бронемашина LAPV 6.1 компании Mercedes-Benz
Несмотря на собственное производство, немецкие военные активно закупают швейцарские броневики. С 2003 года их выпускает компания General Dynamics European Land Systems под брендом Eagle. Машины оснащают 250-сильными двигателями Cummins, броней 2-го баллистического и 2а противоминного уровня защиты. На вооружении Армии Швейцарии находится 450 машин 1–3 поколения Eagle. Еще 36 Eagle I и 90 Eagle VI состоят на вооружении Дании. 495 Eagle VI и 176 Eagle V также заказал Бундесвер. Последняя модификация Eagle обладает грузоподъемностью три тонны.

Италия

Италия представлена на рынке бронемашин только концерном IVECO, известным в России по бронемашине «Рысь». Сейчас компания продолжает совершенствовать свой грузовик LMV (Light Multirole Vehicle), из которого, собственно, «Рысь» и собирали. С 2001 года IVECO продала больше 4 тыс. этих машин в 10 стран мира. Сейчас готовится выпуск улучшенной модификации для итальянской армии, с повышенной грузоподъемностью. При этом вес ее может увеличиться с 6,5 до 9 тонн. Кроме того, машину планируется адаптировать для использования цифрового оборудования — защитить от помех и усилить энергоэффективность. 

Великобритания

Великобритания активно заменяет 4-тонные патрульные броневики Snatch Land Rover, которые оказались ненадежными в условиях Ирака и Афганистана. Для этого в рамках программы Light Protected Patrol Vehicle (LLPV) была заказана бронемашина Ocelot 4х4, разработанная компаниями Force Protection Europe и Ricardo. Ее главное преимущество — модульная конструкция, которая позволяет оперативно восстановить машину после повреждения путем замены блоков. Она весит 7,5 тонны, способна перевозить до 6 человек со скоростью 110 км/ч. У нее V-образный корпус и независимая подвеска. Благодаря специальной конструкции пола противоминная защита автомобиля достигает уровня 2b. Пока британские военные заказали 200 таких машин.

Навстречу взрывной волне

Один из этапов тестирования системы на полигоне для определения уровня защиты по стандарту STANAG 4569
Компания TenCate разработала активную систему защиты личного состава от взрывов мин — TenCate ABDS, которая работает по принципу противовеса. В момент подрыва система задействует движение элементов конструкции навстречу взрывной волне. В результате возникает обратный импульс, удерживающий автомобиль от переворачивания. Испытания показали, что нагрузки на тело человека при подрыве фугаса под днищем бронемашины снижаются благодаря противовесам вдвое. По данным разработчика, систему можно устанавливать как на перспективные, так и на уже существующие машины.
 

Испания

Испания продолжает совершенствовать самый массовый броневик VAMTAC, объемы закупок которого с начала 1990-х превысили 4 тыс. штук. Версия ST5 предлагается в нескольких вариантах от 5,3 до 9,5 тонны. Один и тот же двигатель меняет мощность с 188 до 272 л. с. за счет турбокомпрессоров. Наиболее «продвинутая» версия имеет уровень защиты 2b и электросеть для питания бортовой аппаратуры 28, 180 и 240 вольт. Минобороны Испании уже заказало 772 таких машины.

Австрия

Австрийская компания Achleitner на базе гражданских грузовиков Toyota Land Cruiser и Mercedes Benz G-classe с 2008 года выпускает бронемашины PMV Survivor. Существует два варианта: короткий, весом 7,5 тонны, и удлиненный — до 11 тонн. Противоминная защита машин достигает уровня 2b. Дальнейшее развитие этой линейки, которая должна быть представлена в 2014 году, не предусматривает легких версий.

Израиль

Израиль, который всю свою историю практически непрерывно находится в состоянии войны, также не обошелся без бронемашин. В начале 2000-х израильская компания Hatehof выпустила 8-тонный броневик Wolf на 12 человек на базе шасси Ford F550. Корпус защищает экипаж от фугасов (Level 1a) и стрелкового оружия (Level 2). Сейчас на вооружении Израильских сил обороны находится 250 таких машин. Их планируется модернизировать до 3-го уровня защиты. В настоящее время Hatehof готовит вторую версию броневика — Wolf 2.
Другая компания — Israel Aerospace Industries — выпустила в 2004 году броневик RAM-2000, рассчитанный на перевозку 10 человек. Он оснащен 6,5-литровым дизелем Deutz мощностью 185 л.с. и имеет уровень противоминной защиты 2b и противобаллистической — 2. Несмотря на множество модификаций (их число составляет 12), машину пока закупают в небольших количествах. Известно, что пять автомобилей
купил Вьетнам, 37 — Чад и шесть — Камерун. В 2012 году была представлена модификация RAM 2000 Mk.III AT с четырехзарядной пусковой установкой противотанкового ракетного комплекса IAI Nimrod-SR (LAHAT).

Россия

В России самый массовый бронеавтомобиль легкого класса — «Тигр», производства концерна «Русские машины». Он выпускается с 2005 года
и имеет уже 18 модификаций. Несмотря на конкуренцию со стороны IVECO «Рысь», Минобороны России после смены руководства в 2012 году решило закупать для войск именно «Тигры». Сейчас разработан «Тигр» с уровнем баллистической защиты 6A, а также вариант с противотанковой установкой «Корнет». В Минобороны и МВД России уже закуплено около 350 таких машин.
Концерн «КамАЗ» выпускает сразу несколько бронемашин на базе своих грузовиков. Однако все они по весу превышают 10 тонн и относятся скорее к бронетранспортерам.

Авторский внедорожник Т-98 «Комбат» производится для вип-клиентов на базе трансмиссии внедорожников General Motors и обеспечивает защиту на уровне B2–B7, которая выдерживает попадание пуль от снайперских винтовок калибра до 12,7 мм и крупнокалиберных пулеметов. Однако о закупках таких машин для армейских подразделений на настоящий момент ничего не известно. 
Корпорация «Защита» разработала броневик «Скорпион-ЛША» на 8 человек и его усиленный до 6А класса защиты вариант «Скорпион-ЛША-Б». Он может быть вооружен 7,62-мм пулеметом ПКМ, 12,7-мм пулеметом «Корд» или автоматическим гранатометом АГС-17(30). Однако пока о закупках этих машин для войск ничего не известно.

Выводы

В целом, исходя из имеющейся в открытых источниках информации, можно сделать вывод, что развитие легких бронемашин сводится к двум технологиям: повышению защищенности экипажа от мин и стрелкового оружия, а также усилению боевых и специальных функций за счет установки самых разных систем вооружения, разведки, связи и управления.
Ходовая же часть, как и двигатели, находится на уровне развития гражданской автомобильной техники, никаких специальных разработок в этом направлении не ведется. Особняком стоит проект JLTV, но его инновационные решения нельзя назвать основным направлением в разработках легкой бронетехники.
С развитием миниатюрных боевых и электронных систем легкие бронемашины станут все сильнее вытеснять неэкономичную тяжелую бронетехнику. Однако на случай масштабных войн армии разных стран все же будут держать на вооружении определенное количество (до тысяч единиц) танков и артиллерийских установок.