САУ:последний писк

В бюджетном запросе к Конгрессу на 2016 год модернизация САУ М109 включена в список 12 ключевых программ вооружений, которые должны обеспечивать Армии США преимущество на поле боя будущего 13 Октябрь 2015, 21:14
Первые самоходные артиллерийские установки М109 стали поступать на вооружение Армии США еще в 1963 году. Но и до наших дней они продолжают обеспечивать огневую поддержку для тяжелых соединений США и их союзников. В бюджетном запросе к Конгрессу на 2016 год модернизация этой САУ до уровня М109А7 включена в список 12 ключевых программ вооружений, которые должны обеспечивать Армии США преимущество на поле боя будущего. Нынешняя модернизация является последней в ряду крупных обновлений, которые помогли М109 поддерживать свою актуальность на протяжении уже более 50 лет.
М109 времен Вьетнамской войны
Первым из обновлений стало создание в 1970 году модификации М109А1, в которой 155-мм орудие с длиной ствола в 20 калибров было заменено на более длинноствольное М185 со стволом в 39 калибров. Это позволило увеличить дальность стрельбы стандартными снарядами  с 14 до 18 километров.
В 1975 году началось производство новой модификации А2 и модернизация старых САУ в аналогичный ей вариант А3. Помимо небольших улучшений М109А2/А3 получили новый лафет, модернизированный двигатель и увеличенную кормовую нишу, которая позволила использовать активно-реактивные снаряды и нарастить боекомплект с 28 до 36 снарядов. Вплоть до войны с Ираком в 1991 году эта модификации была наиболее многочисленной в армии США.
В 1980-е годы появились варианты М109А4 с улучшенной защитой от оружия массового поражения и М109А5, который получил новое орудие М284. При сохранении калибра и длины ствола удалось еще больше увеличить дальность огня
и расширить номенклатуру используемых боеприпасов.
САУ М109 в модификации А2
Следующая модернизация М109А6 Paladin получила полностью перепроектированную башню. Эффективность самоходного орудия была увеличена принятием на вооружение корректируемого снаряда Excalibur, который позволил значительно повысить эффективность огня.
Для того, чтобы сделать САУ мало­уязвимой для контрбатарейного огня противника, в варианте М109А6 ее боевая мобильность была увеличена с использованием наиболее современных на то время технологий. Теперь боевые машины и машины управления связывались между собой в единую сеть по защищенной радиосети, а не с использованием проводных линий, которые сильно замедляли развертывание и свертывание батарей и дивизионов на позициях. Каждая САУ получила собственные системы высокоточной навигации — спутниковую и инерционную. Теперь они могли более свободно рассредоточиваться по полю боя и открывать огонь как с использованием данных от командного пункта, так и самостоятельно. Система управления огнем каждой САУ сама могла определять свое местоположение и выдавать данные для стрельбы.
САУ М109 с бронированной транспортно-заряжающей машиной M992
Планировалось, что эта модификация станет последней перед принятием на вооружение заново спроектированных САУ нового поколения. Даже у новейшего «паладина» сохранилась проблемы, связанные с моральным устареванием. Главной из них оставалась архаичная артиллерийская часть, которая, не смотря на трижды смененное орудие, не позволяла вести беглый огонь. Ручное заряжание и устаревшие технические решения ограничивали максимальную боевую скорострельность установки всего до 4 выстрелов в минуту. Даже такой невысокий по меркам современных САУ темп стрельбы она могла поддерживать лишь около трех минут. Практическая скорострельность при продолжительном огне составляла всего один выстрел в минуту. Отсутствие автомата заряжания и низкая скорострельность не позволяла проводить огневые налеты, ставшие признаком более современного поколения САУ.

Excalibur

M982 Excalibur — высокоточный корректируемый 155-мм артиллерийский снаряд, разработанный совместно компаниями Raytheon и BAE Systems. Он может применяться как в САУ М109А7, так и в шведской самоходной артустановке Archer, а также гаубицах M198, M777A2. Новейший вариант «эскалибура» может использоваться в корабельных орудиях. Дальность стрельбы активно-реактивным снарядом достигает 60 км. Система наведения — спутниковая и инерционная. Снаряд уже прошел проверку боевыми действиями: в 2007 году в Ираке он показал среднее КВО порядка 4 метров при «официальных» показателях около 10 м. Боевая часть Excalibur может быть проникающей или кассетной с 64 суббоеприпасами. Также в прессе сообщалось о разработке варианта «эскалибура» с двухрежимной ГСН, которая включает наведение по лазерному лучу. 
Шасси М109 было разработано в конце 50-х годов прошлого века. Оно осталось уникальным и нигде больше не использовалось серийно. После завершения выпуска M109 оно требовало все больших затрат для поддержания в исправном состоянии. Цены на запчасти непрерывно росли. Усложнялась и логистика боевых групп, в которые входили САУ и их транспортно-заряжающие машины, построенные на том же шасси. Из-за шасси самоходная артиллерия на марше стала отставать от более современных танков и БМП.
Программа создания САУ XM2001 Crusader была закрыта в 2002 году. Официальная причина — перспективная машина не сумела обеспечить нужный уровень точности стрельбы.
Все недостатки M109 должны были быть устранены радикально — созданием нового самоходного орудия XM2001 Crusader. Но ни оно, ни еще более футуристичное XM1203 NLOS-C из-за финансовых и технических ограничений так и не вышли из стадии опытных образцов. Это заставило Пентагон разработать новую модернизацию испытанных M109, рассчитанную на значительное продление срока их службы. Первоначально эта модернизация обозначалась как M109A6 PIM (Paladin Integrated Management). Впоследствии она получила обозначение M109A7.
Наиболее решительным шагом нынешней модернизации стал переход к новому шасси, максимально унифицированному с БМП М2 Bradley. Это позволит не только сократить расходы на дальнейшее обслуживание САУ, но и не даст ей отставать от танков и БМП в ходе боевых операций. Обновленную САУ оснастили новым 600-сильным дизельным двигателем Cummings вместо использовавшегося с модификации A6 дизельного двигателя Detroit Diesel 8V71T мощностью 440 лошадиных сил. Также М109А7 получила новые трансмиссию, подвеску, систему управления, гусеницы.
Прототип САУ нового поколения — XM1203 NLOS-C
Модернизированная М109А7 потяжелела приблизительно на 4 тонны по сравнению со своим предшественником — до 42 тонн. Но более мощный двигатель и шасси, имеющее значительный запас по нагрузке, позволили увеличить мобильность САУ и ее максимальную скорость. Имеющийся запас по грузоподъемности дал возможность разработать комплекты дополнительного накладного бронирования. М109А7 будет иметь два уровня защиты. Уровень 1 (T1) является базовым и обеспечивается постоянным бронированием корпуса и башни. Он будет использоваться в мирное время и для повседневной службы.
Второй уровень защиты (T2) будет использоваться в боевой обстановке. Он включает в себя дополнительное накладное бронирование шасси и башни САУ, а также транспортно-заряжающей машины, улучшающее их баллистическую защиту, в первую очередь от осколков. Использование в мирное время первого облегченного уровня защиты позволяет сберечь ресурс шасси и уменьшить стоимость обслуживания САУ. Кроме этих двух уровней защиты разрабатывается отдельный комплект дополнительного бронирования днища, предназначенный для защиты от самодельных взрывных устройств и мин.
Модернизированные САУ М109А7 и транспортно-заряжающая машина M992A3 во время официальной церемонии начала опытного производства, 14 мая 2014 г., военное предприятие в Аннистоне (штат Алабама)
Самоходная установка получила новую электрическую систему башни. Она включает электрический досылатель снарядов, а также электрические приводы наводки орудия и поворота башни, разработанные для так и не пошедшей в серию программы NLOS-C. Ими заменили гидравлические системы, что позволило сэкономить вес и место внутри боевого отделения. Экипаж избавился от многих работ, необходимых для обслуживания гидравлических агрегатов.
Новые электрические компоненты оснащены системами самодиагностики. Аналоговые системы самодиагностики старых блоков электроники заменены на цифровые и объедены в единую бортовую систему самодиагностики (Vehicle Health Management System). Сбойные блоки электроники теперь легче обнаружить и заменить в полевых условиях. Многие такие операции могут быть быстро проведены силами самого экипажа. Для обеспечения боевой живучести сохранены ручные приводы, которые позволяют проворачивать башню и наводить орудие в случае отказа электросистемы.
Электроника и система управления огнем не претерпели существенных изменений. Высокий уровень, заданный в модификации А6 Paladin, считается по-прежнему достаточным. Сохранен навигационный комплект и СУО. Командир получил обновленный моноблочный (встроенный в дисплей) компьютер. По заявлениям BAE Systems, М109А7 способна на марше получить огневую задачу, произвести расчет необходимых данных, выбрать и занять позицию, перейти из походного в боевое положение и открыть огонь всего за 60 секунд.
Для обеспечения энергией электрических приводов и обновленной электроники была полностью модернизирована энергосистема. При работе нового 600-сильного двигателя генераторы позволяют получать от него до 70 кВт для обеспечения питания бортовой сети M109A7, имеющей комбинированное напряжение 28/600 вольт. Такие ее характеристики заведомо избыточны и рассчитаны с запасом для будущих модернизаций. Мощные генераторы позволят обеспечить энергией перспективные сенсоры и средства РЭБ, включая постановщики помех для противодействия радиоуправляемым самодельным взрывным устройствами. Считается, что такой энергосистемы будет достаточно до 2050 года — нынешнего планового срока использования М109.
М109А6 на стенде компании BAE Systems международной выставки вооружений IDEX 2015
(фото: Technowars)
Для обеспечения совместимости по обслуживанию была модифицирована и транспортно-заряжающая машина M992A3. Одна такая бронированная машина придается каждой самоходной артиллерийской установке. Эти боевые машины также получили модернизированное шасси и компоненты от M2 Bradley. Подвергся изменениям конвейер, поставляющий снаряды из нее в САУ. Он должен позволить перезарядку без необходимости экипажам этих машин покидать прикрытие брони. Формально такая возможность была и у предыдущих модификаций, но в реальных условиях чаще использовалось ручная подача снарядов. Выживаемость экипажа должна повыситься путем установки новой автоматической системы пожаротушения.
Командир САУ получил дистанционно управляемую пулеметную турель CROWS, которая уже используется на разнообразной бронетехнике — от машин HMMWV до современных модификаций ОБТ Abrams. На турели устанавливаются ставший традиционным для таких применений пулемет калибра 12,7 мм, но при необходимости возможна установка и 40-мм автоматического гранатомета. Даже несмотря на то, что САУ не должна использоваться на передовой, такая оснащенная тепловизором турель может быть полезна для защиты на позициях от разведывательно-диверсионных групп, легких «беспилотников» и вертолетов. Сохранена возможность не только дистанционного управления, но и прямого огня из нее. Для этого люк командира оснащен дополнительным круговым бронированием со смотровыми бронеокнами.

Модернизированная разведывательная машина M3A3 с 
дополнительным бронированием

Унификация в бронетанковых частях  Армии США  

Модернизация М109 является первым результатом начавшейся унификации техники тяжелых бригад Армии США (Armor Brigade Combat Team, ABCT). Помимо М109А7, такие бригады будут оснащаться модернизированными БМП Bradley ECP 2 и многоцелевыми гусеничными бронетранспортерами AMPV. Последние призваны заменить находящиеся в строю еще с войны во Вьетнаме БМП M113. В итоге свыше 70% бронетехники тяжелых бригад будет иметь унифицированное по многим параметрам шасси разработки BAE Systems. 
САУ М109А7
BAE Systems начала разработку М109А7 в 2007 году. В августе 2009 года компания получила правительственный контракт на сумму в $64 млн для НИОКР и постройку пяти САУ и двух машин снабжения. Семь прототипов были переданы Армии в 2011 году, где прошли тщательные испытания. По их итогам были внесены незначительные изменения в бронирование «самоходки» и ее артиллерийскую часть. В январе 2012 года компания получила $313 млн для завершения НИОКР.
На испытаниях 2013 года было продемонстрировано круговое вероятное отклонение менее 10 метров на дальностях от 9 до 35 километров при использовании модернизированных корректируемых активно-реактивных снарядов M982 Ia-2 Excalibur. При использовании обычных снарядов с комплектами ATK Precision Guidance Kit была достигнуто КВО в 24 метра на дальности до 24 километров. В то же время на предельно малой дальности навесного огня в 4–6 километров точность при использовании обычных снарядов оказалась неудовлетворительной, что потребовало некоторых изменений в конструкции.
В 2014 году было одобрено начало малосерийного производства и первые установки отправлены для модернизации на предприятие. За три года планируется изготовить 66 комплектов, каждый из которых состоит из одной САУ и одной транспортно-заряжающей машины с ЗИП, принадлежностями и документацией. Стоимость их составит $688 млн долларов США.
9 апреля 2015 года Армия США получила первый комплект модернизированной М109А7. Всего планируется подвергнуть модернизации 556 САУ и столько же транспортно-заряжающих машин для них. Решение о начале крупносерийной модернизации и выделении финансирования для нее будет приниматься в 2017 финансовом году, после завершения программы малосерийного производства.
Дистанционно управляемый боевой модуль M153 Protector (CROWS II) производства компании Kongsberg. Модуль семейства CROWS устанавливается на САУ M109A7, при этом предусмотрено ведение огня в ручном режиме, стрелком, находящимся непосредственно у турели.
Вспоминая о том, что не так давно М109 исполнилось полвека, можно недооценивать боевые возможности такого формально устаревшего оружия. Но в ходе последних двух крупных модернизаций от исходных М109 не осталось практически ничего. Модернизация А6 полностью поменяла башню, которая была перепроектирована заново. Нынешняя модификация А7 полностью заменила шасси. Артиллерийская часть, боекомплект и система управления огнем совершенствовалась непрерывно в течение всего срока службы этой САУ. В отличие от предыдущей модификации, которая была направлена на повышение огневой мощи, новая модификация ветерана M109 не является крупным усовершенствованием с точки зрения его боевой ценности. Несмотря на то, что в списке улучшений заявлена и увеличенная летальность установки, основное внимание было уделено другим характеристикам. Ее ТТХ улучшены за счет более быстрого развертывания-свертывания и некоторых усовершенствований в системе управления огнем. Но в основе ее все равно осталась старая артиллерийская часть, претерпевшая минимум изменений. От нее не стоит ожидать увеличения практической скорострельности, дальности или кучности стрельбы обычными снарядами. Тем не менее, хотя М109А7 и уступает по этим характеристикам некоторым современным образцам САУ своих европейских союзников по НАТО, она остается серьезным средством поражения на наземном поле боя.