Каким будет линкор будущего?

Вооруженным лазерными пушками кораблям, на борту которых будет собственное производство беспилотников, придется противостоять ракетам, прилетевшим из космоса… 3 Сентябрь 2015, 08:52
Если вы думали, что эра линейных кораблей закончилась после Второй мировой войны, просто подождите несколько десятилетий. Группа британских конструкторов совместно с группой Startpoint предложили концептуальное решение будущего боевого корабля, названного Dreadnought 2050. Это продукт мысленного эксперимента, выполненного по информационному запросу Министерства обороны Великобритании.

Названный в честь британского военного корабля 1905 года, который сделал своих предшественников устаревшими, Dreadnought 2050 оснащен всеми футуристическими аксессуарами, без которых не сможет обойтись боевой корабль середины XXI века. Энергию кораблю дает реакция синтеза на изотопах водорода. А если эта концепция окажется нерабочей, то в качестве силовой установки будут использоваться «высокоэффективные турбины, питающие бесшумные электрические моторы, которые приводят в действие гидрореактивный движители».

Корпус судна построен из сверхпрочных композитных материалов, имеющих в своей основе высококачественные акриловые полимеры. Сзади располагается затопляемый отсек для высадки морской пехоты и запуска плавающих автономных аппаратов, палуба для запуска вооруженных беспилотников и 3D-принтеры для их печати при необходимости.

Конструкторы не указывают габариты своего нового дредноута, но они предполагают, что он заменит корабли с экипажем около 200 человек — что сопоставимо с 15000-тонным эсминцем Zumwalt.
Капитан и команда управляют кораблем и ведут бой, взаимодействуя с детализированными голограммами — выглядит привлекательно. Но группа Startpoint заявляет, что футуристический интерфейс позволит управлять кораблем личному составу численностью около 100 моряков или меньше, при наличии всего пяти человек на боевом информационном посту.

Корабль вооружен рельсовой электромагнитной пушкой (рейлган), не сильно отличающейся от орудия, которое создает Управление научных исследований ВМС США, но имеющей 200-километровую дальность стрельбы, а также микроволновыми пушками для удерживания на расстоянии небольших катеров противника. Суперкавитирующие торпеды этого корабля смогут развивать скорость в 300 узлов. Вишенка на торте — беспилотник, который запускается оттуда, где должна находиться мачта, соединенный с корпусом посредством криогенно охлаждаемого кабеля, изготовленного из нанотрубок. Этот «поводок» питает сверхсовременные датчики летательного аппарата и, конечно, его лазерную пушку.

«В то время как некоторые из этих технологий выходят за границы имеющихся сегодня возможностей в науке и инженерии, нет причин, по которым такие элементы не могли бы быть интегрированы в концептуальную конструкцию. ВМФ Великобритании нужно визионерское, инновационное мышление и эти концепты указывают возможности перехода к новейшим технологиям, которые смогут быть менее затратными и обслуживаться меньшим количеством людей — если сравниваться с современными технологиями, использующимися сегодня в передовых военных флотах мира», — рассказал в пресс-релизе Мьюр Макдоналд (Muir Macdonald), один из руководителей Startpoint.
Конечно, замысел основан на передовых технологиях сегодняшнего дня, а не будущего, и на платформе, взятой из прошлого. Но, в любом случае, насколько реалистично это представление?

В последней статье для The National Interest историк Роберт Фарли (Robert Farley) взглянул на прошлое боевых кораблей, когда корабли встречались с прогнозируемыми угрозами – а именно, с другими кораблями. Непосредственному анализу получения преимущества по затратам подлежал вопрос, каким количеством брони и вооружения должен быть оснащен корабль.

«Процесс обеспечения живучести при конструировании первых линкоров упрощался благодаря прогнозируемости угрозы, — пишет Фарли. Наиболее вероятными в конце 1890-х были удары дальнобойной морской артиллерии, которой оснащались другие корабли, и, следовательно, схемы защиты могли концентрироваться на этой угрозе».

Затем появились подводные лодки, самолеты, авианосцы, появилась необходимость в возможности нанесения ударов по наземных объектам, а сегодня зреет угроза, связанная с противокорабельными баллистическими ракетами, которые могут подвергать опасности практически любое надводное судно. Имеет ли смысл возврат к большим линкорам?
Китай, сообщивший о разработке противокорабельной баллистической ракеты, тем не менее, похоже, думает, что смысл в этом есть. Свидетельство тому — китайский крейсер типа 055, длина которого будет составлять 160-180 метров, а водоизмещение — 12-14 тыс. тонн. Он немного меньше, чем эсминец типа Zumwalt, но он станет самым большим «азиатским надводным боевым кораблем со времен японских тяжелых крейсеров типа «Тони» времен Второй мировой войны», — пишут Питер Сингер (Peter Singer) и Джеффри Лин (Jeffrey Lin) в статье, опубликованной в Popular Science.

И это вряд ли самый большой линейный корабль. Россия недавно сообщила о планах модернизации своего корабля «Петр Великий», атомного крейсера водоизмещением 24 тыс. Тонн — это почти настолько же близко к военным кораблям Первой мировой войны, насколько это возможно в наши дни.

Какие возможные преимущества может иметь платформа такого типа в эпоху сверхзвуковых ракет и самолетов? Фарли дает простой ответ: энергия. «Самые интересные инновации в военно-морских технологиях включают датчики, технологии, не требующие участия людей, лазеры и рельсотроны, большинство из которых потребляют много энергии. Большие корабли могут генерировать больше энергии, увеличивая не только свои летальные характеристики (рельсовые электромагнитные пушки, датчики), но и свою живучесть (противоракетные лазеры, датчики как системы защиты, системы непосредственного охранения)», — делится своим мнением Фарли.

Иными словами, военные корабли имеют будущее, поскольку мы продолжим разрабатывать оборудование, которое они будут нести.

Если лазерное оружие сможет быстро эволюционировать так, чтобы противостоять сверхзвуковым баллистическим и крылатым ракетам, большие корабли смогут применяться еще и в 2050 году. И им придется опасаться лишь только дизельно-электрических стелс-субмарин и морских мин стоимостью в тысячу долларов.