На все крылья мастер

Новый бомбардировщик ВВС США будет иметь расширенный функционал 16 Сентябрь 2015, 20:35
Встроенные в обшивку антенны, камеры наведения и скачок в вычислительной мощности превратит проект дальнего ударного бомбардировщика (Long Range Strike Bomber) в многоцелевой самолет-шпион и летающий командный центр.
Многие годы проект дальнего ударного бомбардировщика держался в секретности, возможно, в Зоне 51, сверхсекретном аэродроме ВВС США глубоко в пустыне Невада. Командование вооруженных сил некоторое время спустя сообщило, что ВВС планируют приобрести около сотни самолетов стоимостью около $550 млн каждый и предоставят контракт на поставку либо Northrop Grumman, либо команде Boeing и Lockheed Martin — возможно, на собрании Ассоциации ВВС, проходящем в эти дни в Вашингтоне.

Но становится ясно, что этот бомбардировщик сбросом бомб не ограничится. Ожидается, что он станет чем-то большим, чем оружием первого удара — основным средством боевых действий США в будущем.
«В настоящее время у нас есть возможность добавить больше сенсоов и вычислительных ресурсов за ту же цену», — сказал Дэвид Дептула (David Deptula), генерал-лейтенант в отставке ВВС США, который был главным разработчиком авиационной составляющей боевых действий 1991 года против Ирака, в настоящее время — декан Института авиакосмических исследований им. Митчелла. «Это значит, что то, что мы обычно считали бомбардировщиком, может теперь играть гораздо большую роль, чем раньше».
В-1 несет большую боевую нагрузку и способен развивать сверхзвуковую скорость, но хорошо виден на экранах радаров и легко сбивается современными ЗРК
Новый бомбардировщик-«невидимка» будет способен делать те же самые вещи — но в хорошо защищенном воздушном пространстве. Как и бомбардировщик B-2 и истребители F-22 и F-35, новый самолет будет оснащен антеннами, встроенными в его поверхность.
Некоторые из этих антенн будут частью мощных радаров, которые позволят экипажу самолета получать подробные изображения земли и воздушной обстановки вокруг них. Другие антенны будут сканировать электромагнитный спектр излучений для получения других сведений о силах противника (они могут также позволить экипажу заниматься РЭБ). В целом, комплект датчиков, интегрированный в самолет, позволит ему собирать информацию на поле боя.

Кроме того, вычислительная техника, ушедшая далеко вперед за десятилетия с тех пор, как были разработаны существующие бомбардировщики ВВС США, позволят новому самолету обрабатывать полученные с датчиков данные самостоятельно вместо того, чтобы отправлять их в наземные центры обработки.

Эта обработка данных на борту самолета и совместное использование данных разными самолетами — Дептула называет это «боевым облаком» — даст командующим вооруженных сил и разработчикам боевых операций возможность превосходить противника.
«Я стараюсь дать понять, что быстрота получения информации, преимущества, которые дает «невидимость» для радаров, точность, новые сенсоры и технологии позволят нам отойти от разработки самолетов с узкой специализацией, как вынуждали нас делать технологии в прошлом», — сказал Дептула.
Большинство концепт-изображений бомбардировщика нового поколения показывают его как «невидимку» по схеме «летающее крыло» — развитие концепции знаменитого B-2
Дептула даже не называет новый самолет бомбардировщиком. Он предпочитает называть его «дальним сенсорным стрелком» („long-range sensor shooter”) — название, которое, как он говорит, включает в себя разнообразие предполагаемого применения самолета.

Первое и главное: новый самолет — некоторые именуют его B-3 — будет невидимым для радаров доставщиком бомб, созданным для перевозки тонн боеприпасов в оспариваемое воздушное пространство. (Что такое «оспариваемое воздушное пространство»? Это область, охраняемая мощными радарами и ракетами «земля — воздух», которые могут легко сбивать современные бомбардировщики B-1 и B-52, засекаемыее радарами. Где существует такой тип аэропространства? Китай, Россия и, возможно, Иран). Но это только начало.

Интеллектуальный разведчик

За последнее десятилетие – плюс полеты в ходе операций в Ираке и Афганистане — ВВС США изучили, как придать обычному бомбардировщику еще и возможности осуществления разведки, наблюдения и рекогносцировки.

Установленные на бомбардировщиках B-1 и B-52 контейнеры с аппаратурой разведки и целеуказания, которые содержат мощные камеры, вдохнули новую жизнь в проверенные временем самолеты-ветераны. На сегодняшний день B-1 регулярно используется для ударов по опорным пунктам ИГИЛ в Ираке и Сирии. Поскольку он может нести много бомб и находиться в воздухе многие часы, он может барражировать над полем боя и наносить удары по целям, когда они появляются.
В-52 еще крупнее, но при своей околозвуковой скорости может быть перехвачен истребителями ПВО

Летающий командный пункт

Одна из новых задач, которую позволяет выполнить «боевое облако» — управление боем внутри хорошо защищенного воздушного пространства.
Современный летающий командный пункт (например, E-3 AWACS или E-8 JSTARS) имеет массивные радары и наружные антенны, благодаря которым такой самолет обнаруживается вражескими радарами за сотни километров. Но радиолокационная малозаметность, которая позволит новому бомбардировщику проникать необнаруженным в глубину вражеской территории, позволит ему руководить действиями остальных вооруженных сил, когда они там соберутся.
Современный тихоходный самолет управления — лакомная цель для средств ПВО
При сборе и обработке данных бомбардировщик будет использовать свои средства связи высокой пропускной способности для отправки информации и даже команд спутникам, другим самолетам и даже наземным войскам. Он сможет, к примеру, управлять другим самолетом вокруг скрытых зенитных батарей или выдавать целеуказание в виде географических координат или даже видеоизображения цели.

Перехватчик

Мощный радар в сочетании с ракетами большого радиуса действия сможет дать бомбардировщику другую новую роль: самолета-перехватчика. Эти функции обычно выполняют меньшие, более маневренные летательные аппараты.

Существует также мнение, что новый бомбардировщик должен быть способен сбить самолет (что современные бомбардировщики не могут делать) в качестве средства самообороны.

«Это не было значительной помехой в авиакампаниях США, проведенных за последние два десятилетия против врагов с ограниченными средствами ПВО, — написал авиационный эксперт Джон Стиллион (John Stillion) в отчете Центра стратегической и бюджетной оценки. — Тем не менее можно встретить значительные тактические ограничения, если осуществлять атаку целей, хорошо истребителями ПВО, которые могут находиться за пределами боевого радиуса современного самолета-истребителя (сопровождения бомбардировщиков — прим. переводчика».
Новейшие ракеты «воздух — воздух» могут сбивать самолеты на расстояние 160 километров, потенциально позволяя бомбардировщику сбивать вражеские истребители даже перед тем, как они станут визуально видны — несмотря на то, что такие ракеты редко использовались для боя за пределами непосредственной видимости противников.

Атомное оружие, дроны и лазеры

Когда первый из новых бомбардировщиков сойдет со сборочной линии когда-нибудь в следующем десятилетии, он не будет сразу же оборудован для применения атомного оружия — но в конечном итоге это произойдет. В августе генерал Марк Уэлш (Mark Welsh), глава кадровой службы ВВС США, сообщил, что новый самолет когда-нибудь заменит B-1 и B-52, единственные бомбардировщики ВВС США, приспособленные в настоящее время для применения атомных бомб. (Ранее на B-1 стояла аппаратура для применения атомного оружия, но сейчас он может нести только обычные бомбы).

Другим последовательным усовершенствованием будет возможность дистанционного управления самолетом. Высшее командование ВВС США сообщило, что ему требуется опционально-пилотируемый самолет. В то время как некоторые видят окончательный переход ВВС на флот, состоящий из истребителей-БПЛА, маловероятно, чтобы командование позволило самолету, вооруженному атомным оружием, летать без пилота.

Наконец, возможно, что на бомбардировщике будет установлено лазерное или микроволновое оружие. Сейчас ВМФ США экспериментирует с лазерами для защиты кораблей. Развитие технологий сделало лазерное оружие меньше по размерам и дешевле в использовании.
И это только то, что мы можем предвидеть сегодня. Усовершенствуемость — Пентагон называет ее «модульностью» — уже заложена в технических характеристиках бомбардировщика. Покупателям потребуется возможность добавлять усовершенствования на протяжении всего срока службы бомбардировщика, составляющего несколько десятилетий.