Глава испытательного отдела Пентагона: F-35 уязвим к кибератакам

Глава испытательного отдела Пентагона выразил обеспокоенность тем, что разработка программного обеспечения для истребителя 5-го поколения не укладывается в заданные сроки 25 Январь 2016, 10:26
В докладе от 11-го декабря, Майкл Гилмор — директор по операционному тестированию и оценке Министерства обороны — назвал нынешнюю дату завершения работы над программным обеспечением F-35 к 31-му июля 2017-го года (окончанию фазы 3F) «не реалистичным». По его словам, спешка при проведении тестов и ускорение производства вооружения «создаёт очень большой риск провала» при проведении первоначальных эксплуатационных оценочных испытаний — последней стадии испытаний перед принятием решения о начале серийного производства.

Объединенное управление по разработке (Joint Program Office - JPO), при этом, признает, что есть около четырех месяцев «потенциального риска» в существующем сейчас расписании тестов, однако продолжает настаивать на том, что они будут закончены к лету 2017-го года. Представитель управления Джо ДеллаВедова сообщил, что JPO не планирует «срезать углы», чтобы успеть все в срок.

В письме, которое ДеллаВедов отправил Defense News 22-го января, говорится: «JPO не планирует «пропускать» какие-либо из требуемых тестов. Подобные решения принимаются только командой из представителей JPO, конструкторов и военных после тщательного и регламентированного обзора того, что требуется сделать для того, чтобы получить обещанные характеристики».

По его словам, планируется полностью завершить стадию разработки Block F3 (финальная стадия) к осени 2017-го года.
Также он отметил, что, по состоянию на 15-е января, была проведена приблизительно половина основных тестов.
“Любой критический дефект, который будет обнаружен в ходе оставшихся летных тестов и при проведении финальных оценочных испытаний, будет согласован со всеми основными участниками разработки, включая министерства, чтобы принять решение о требуемых исправлениях и других действиях» - говорится в письме.

В ранее упомянутом докладе, который был опубликован Aviation Week 22-го января, Гилмор также говорит о “неудовлетворительных результатах” тестирования на стадии Block 3i, которая должна будет завершена следующей. При этом, Морская пехота объявила вариант F-35B готовым к эксплуатации — первичной оперативной готовности (Initial Operational Capability - IOC) — прошлым летом, еще на обеспечении стадии Block 2B; ВВС планирует сделать то же самое с F-35A в конце этого года на стадии Block 3i; ВМС — F-35C в 2018-м году на максимальном уровне возможностей — 3F.

ДеллаВедов защитил Block 3i, заявив, что программное обеспечение постоянно дорабатывалось во время тестов и оценки. По его словам, в ранних версиях 3i действительно были дефекты, однако они были устранены в более поздних вариантах, и самолеты, оснащенные ими, показали «более высокие результаты».
По его словам, точные даты приема в эксплуатацию в ВВС и ВМС уже вырабатываются.
Многие в Конгрессе также озабочены потенциальными задержками из-за проблем с программным обеспечением.
До того момента, как Министр ВВС Дебора Ли Джеймс подтвердит, что F-35 в 2018-м фискальном году будут полностью боеспособны — иметь полный набор “оборудования, программного обеспечения и вооружения Block 3F” — Конгресс ограничит количество средств на их закупку, согласно Закону об ассигнованиях на национальную оборону в 2016-м году. Из-за этого ВВС сможет приобрести лишь 34 самолета вместо запрошенных 44.

Если F-35 не будут полностью боеспособны в 2018-м году, то их массовое производство может быть слишком рискованно из-за потенциальных затрат на переоборудование. При этом, в данный момент ведется подготовка к резкому увеличению поставок в ближайшие годы.

Помимо всего вышеописанного, в своем докладе Гилмор выражает обеспокоенность и Автономной системой информационного управления (Autonomic Logistics Information System - ALIS) — интегрированной в F-35 системы по обслуживанию и управлению самолетом, особенно с точки зрения кибер безопасности.

“(ALIS) все еще продвигается с большим трудом из-за уступок по требованиям, проблем с поставками, больших требований по количеству рабочей силы, большого количество дефектов, требующих переработки, и сложно архитектурой с вероятным (но не проверенным) большим количеством проблем с кибер безопасностью» — пишет Гилмор.

На это ДеллаВедов ответил, что будет проведено более 2000 различных тестов на кибер безопасность и JPO стремиться обеспечить F-35 максимальный уровень защищенности: “JPO полностью согласно с тем, что серьезное тестирование кибернетических уязвимостей принципиально. Наша цель заключается в том, чтобы защитить F-35 от постоянно растущей кибер угрозы.»

Истребитель для современных боевых действий

Заявленный характеристики F-35 обеспечиваются более, чем 8 миллионами строчек кода программного обеспечения, что в 4 раза больше, чем у первого в мире истребителя 5-го поколения F-22 Raptor. Программная часть играет принципиальное значение во всем, начиная от управления полетом и заканчивая обработкой информации со всех сенсоров и формированием ее в комплексную картину всего театра боевых действий(ТБД).

ПО F-35 обеспечивает его следующими возможностями:

• Управление полетом
 • Функции радара
 • Коммуникации, навигация, идентификация
 • Электронная атака
 • Обработка данных с сенсоров
 • Пуск вооружений

Ключ к первичной оперативной готовности

ВС США заявили, что именно программное обеспечение играет ключевую роль в достижении первичной оперативной готовности (Initial Operating Capability, IOC) F-35. Разработка, интеграция и тестирование более 8 миллионов строчек кода для сверхзвукового стелс истребителя — непростая задача. Именно поэтому Lockheed Martin собрала все свои лучшие кадры для ее выполнения. Для повышения своей эффективности, команда создала целую новую тестовую лабораторию и планирует привлечь еще несколько занятых другими проектами для проведения испытаний. Более того, Lockheed Martin так оптимизировало свой график работы, что все лаборатории работают по 6-7 дней в неделю более, чем 20 часов в сутки. Более 500 инженеров работают безостановочно, чтобы обеспечить оперативную готовность F-35.

Блоковый подход к разработке

С самого начала программы команда сосредоточилась на выпуске 6 релизов программного обеспечения, названных блоками:

 • Block 1A/1B – включает в себя 78% всего кода, требуемого для полной боеспособности F-35. Block 1A уже был приемлемым для тренировок на нем, а Block 1B обеспечивал несколько уровней защиты.
 • Block 2A – в данный момент устанавливается на F-35. В него входит уже более 86% всего требуемого кода и он дает более широкие возможности к тренировкам: использование информации из внешних источников в бою(off-board fusion), основные информационные каналы, электронную атаку и возможности дебрифинга.
 • Block 2B – уже имеет некоторое количество боевых возможностей, включая расширенные каналы связи, объединение информации с нескольких самолетов и основные вооружения. Это около 87% всего кода. Такую версию готовы взять на вооружение ВМС США.
 • Block 3i – тактические возможности этой версии не отличаются от предыдущей. Принципиальное различие заключается в использовании новой техники и обновленного Интегрированного процессора (Integrated Core Processor). Это 89% кода. ВВС США готовы взять такую версию на вооружение.
 • Block 3F – это 100% всех боевых возможностей F-35, включая передачу изображений, полный набор вооружений и встроенные тренировочные возможности. 

После реализации ПО block 3, разработчики приступят к реализации ПО и БРЭО block 4, который даст возможность вооружить F-35 тактической ядерной бомбой B61. Самолёт будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Изначально это требование было предъявлено только к F-35A, четких сведений о других модификациях по этому вопросу нет. F-35A заменит в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО истребитель F-16