VICTORY: бронесеть

Коммуникационная сеть для наземного военного транспорта Армии США 23 Март 2015, 18:00

В ходе мероприятий по оценке сетевой интеграции (ОСИ), которые запланированы американским военным ведомством этой весной, будут продемонстрированы бронемашины, оснащенные оборудованием с новой сетевой архитектурой, которая позволит мобильным платформам легко обмениваться информацией, одновременно снизив вес и энергопотребление. К тому же у новой техники будет усилена противоминная защита.

Вышеуказанное мероприятие будет первым большим испытанием результатов инициативы по выработке стандарта VICTORY (Vehicular Integration for C4ISR/EW Interoperability, «Мобильная интеграция для функциональной совместимости средств командования, контроля, каналов связи, компьютеров, разведки, наблюдения, рекогносцировки и РЭБ»), которая включает в себя новую сетевую архитектуру и спецификации, призванные обеспечить улучшенную функциональную совместимость между наземными транспортными средствами (ТС) и оборудованием C4ISR.

«Нам кажется, что если мы дадим возможность солдатам опробовать такой транспорт в действии и выполнить несколько оперативных задач, то этим самым мы продемонстрируем командованию преимущества VICTORY», — говорит подполковник Брайан Уотсон (Brian E. Watson), руководитель интеграции платформы в рамках программы закупок (PEO) Combat Support & Combat Service Support. Уотсон руководит мероприятиями по интеграции новой архитектуры на тактических ТС для грядущих демонстрационных испытаний.

Бронеавтомобиль M-ATV от Oshkosh — наиболее вероятный кандидат на получение системы VICTORY в ближайшем будущем

В течение последних 10 лет ведения боевых действий Армия иногда пыталась определить свои запросы, касающиеся сетевых возможностей — рассказывает Марк Синьорелли (Mark Signorelli), вице-президент BAE Systems и главный управлющий направления «Боевой транспорт». «Исторически сложилось, что у нас есть уникальная сетевая конфигурация для Bradley, для M113, M1 (танк Abrams)... Нельзя сказать, что эти платформы были несовместимы, потому что вы можете связываться между ними — но компоненты систем связи очень сильно различались и в некоторых случаях были уникальными и проприетарными, так как создавались в режиме отсутствия коммуникаций между различными поставщиками».

По мнению Синьорелли, в последние годы ситуация улучшилась, так как Вооруженные силы двигаются в сторону единого подхода к C4ISR. С ростом единообразия упрощается интеграция, а впоследствии и модернизация подсистем транспортного средства — что, в свою очередь, значительно экономит средства.

M-ATV, колесный бронеавтомобиль компании Oshkosh, по-видимому, будет первым полностью совместимым со стандартами VICTORY военным транспортным средством. Если результаты ОСИ окажутся положительными, автопарк Армии США начнет переходить на эту конфигурацию в 2017-м финансовом году. Демонстрационные испытания HMMWV и средних тактических машин запланированы на 2016 год с последующей интеграцией, начиная с 2018-го.
Для Bradley, Abrams и Stryker будут применены отдельные требования, связанные с VICTORY, как часть запланированной модернизации. Будучи одобренными, дополнительные требования будут применены в рамках новых мероприятий
Эшли Гивенс (Ashley Givens), спикер программы закупок (PEO) Ground Combat Systems

Уотсон утверждает, что новые боевые машины, которые появятся в ближайшие годы, также будут созданы с применением этой архитектуры — легкие тактические ТС общего назначения (JLTV) для Армии и Корпуса морской пехоты будут сходить с конвейера уже с минимальным набором компонентов VICTORY.

Синьорелли напоминает, что многоцелевые бронемашины AMPV также частично будут отвечать требованиям VICTORY (потенциальным исполнителем заказа на поставку AMPV является BAE Systems).
Центральным элементом VICTORY является шина передачи данных. «Это нестандартный способ объединить всех одной сетью. И эта сеть — Ethernet», — объясняет Дэвид Джединак (David Jedynak), технический директор Curtiss-Wright Defense Solutions (Шарлотт, Северная Каролина). Концепция позволяет передавать информацию от каждого подключенного к шине электронного компонента к любому узлу сети. Это также объединяет множество интерфейсов, позволяя пользователям делать больше без перехода от одного устройства к другому.
Семейство БМП Stryker, находящееся на вооружении Армии США с 2002 года, также может получить VICTORY

Среди систем, которые будут подключены к шине данных VICTORY в рамках ОСИ — дистанционно управляемый боевой модуль, мобильные вычислительные системы, терминал тактической информационной сети, система внутренней связи VIC-5, средства навигации и точного измерения времени, а также комплект армейских радиостанции, состоящих сегодня на вооружении — все они представляют собой доступные коммерчески системы.

Одна из целей внедрения VICTORY — снижение размера, веса и энергопотребления многочисленных подсистем C4ISR, находящихся внутри военных ТС. Сегодня, когда военные хотят разместить очередную технологическую новинку внутри машины, им приходится использовать соответствующие наборы кабелей, дополнительные клавиатуры и другие компоненты. Результат — огромное количество дублирующих друг друга аппаратных и программных средств, что, в свою очередь, увеличивает стоимость приобретения и обслуживания. 

Пример дублирования подсистем в составе бортового оборудования C4ISR бронемашины Hummer как следствие бессистемной модернизации: несколько устройств имеют собственные отдельные дисплеи, клавиатуры и т. д. Помимо увеличения массы машины, повышенного энергопотребления систем такое дробление влечет за собой невозможность быстро замечать угрозы и реагировать на них, т. к внимание оператора рассеяно между множеством устройств отображения информации.

Некоторые ТС, например, имеют целый ряд систем со встроенным GPS. Все они используют один и тот же сигнал, но не интегрированы между собой. С использованием архитектуры VICTORY каждое из устройств, подключаемое к шине данных, сможет использовать общий GPS-модуль. И будущие закупки будут выстроены так, чтобы в каждой отдельной машине такая система присутствовала в одном экземпляре.

Интеграция также поможет улучшить ситуационную осведомленность и снизить оперативную нагрузку солдат. Например, сегодня три основных системы боевой машины — боевой модуль, система обнаружения угроз и система тактического управления боем, которая отслеживает перемещения собственых подразделений и противника — работают независимо друг от друга. Когда система обнаружения угроз в случае обстрела машины поднимает тревогу, оператор системы управления боем должен вводить соответствующую информацию об угрозах вручную. В случае использования VICTORY все данные будут передаваться по шине и мгновенно попадать на все бортовые подсистемы. Это означает, что оператор системы управления боем будет получать координаты огневой точки противника автоматически.

VICTORY будет полезна и для стрелка: «Если боевой модуль будет работать в режиме автоматического наведения (slew-to-cue), а его интерфейс будет разработан по открытым стандартам, то такой системе будет достаточно получить сообщение об обнаружении угрозы, чтобы сразу навести оружие на потенциальную цель», — рассказывает Джединак.

Смарт-дисплей SD8010 производства General Dynamics Canada в составе VICTORY может один заменить многочисленные устройства ввода и отображения информации. В защищенное устройство встроен мощный процессор Intel Core i7, оно оснащено как функциональными клавишами, так и сенсорной поверхностью. 

Новая сетевая архитектура также облегчит обмен информацией как между членами экипажа, так и между отдельными машинами. Если оператор боевого модуля будет сомневаться в целесообразности открытия огня на поражение, он сможет передать цифровое изображение цели командиру экипажа. Тот, в свою очередь, сможет мгновенно переслать полученный файл в штаб или экипажам других боевых машин.

Еще одна цель — доказать, что VICTORY может снизить нагрузку на службы МТО, используя идеологию обслуживания по мере необходимости (conditions-based maintenance), которая будет отталкиваться от показаний датчиков, позволяющих предвосхитить ту или иную поломку. Современные платформы могут отображать такую информацию с помощью бортовых систем, но не не могут передавать ее другим компьютерам внутри или снаружи транспортного средства.

Digital Beachhead — базовый блок системы VICTORY

«Шина данных VICTORY сможет помочь нам в этом и извлечь необходимую информацию с тем, чтобы передать ее обслуживающему персоналу и экипажу, — рассказывает Уотсон. — Представим, что вы командир боевой машины, и левое переднее колесо вот-вот может лопнуть из-за перегрева. В случае обслуживания по мере необходимости соответствующая система определит, что это та информация, которую вам необходимо знать, и сразу выведет ее на основной дисплей».

До проведения мероприятий ОСИ весной 2015 года предстоит еще немало работы. Группа инженеров, трудящаяся в рамках программы закупок (PEO) Combat Support & Combat Service Support, другие военные учреждения, связанные с закупками, и Центр разработки и тестирования бронетехники Армии США (TARDEC) в настоящий момент прорабатывают вопрос интеграции компонентов VICTORY в бронемашины M-ATV. В августе они уже продемонстрировали свое предложение инспекторам, отвечающим за проведение ОСИ. Рабочая группа также подготовит обучающие и вспомогательные материалы, которые помогут солдатам освоить новые системы. 

Защищенный Ethernet-роутер SwitchBox SMS-685 от Curtiss-Wright Controls Defense Solutions, предназначенный для работы в составе VICTORY

«Солдатам придется провести в учебной аудитории пару дней. Им расскажут, как управлять машиной, как работать с бортовыми подсистемами и компонентами архитектуры VICTORY. После чего отправят на демонстрационные испытания, — рассказывает Уотсон. — Если мы все сделаем правильно, VICTORY окажется вполне понятной для солдат. Они увидят, что внутри машины стали просторнее из-за того, что мы отказались от ненужного оборудования. Выполнение боевых задач теперь потребует меньшей концентрации». Солдаты смогут оценить работоспособность систем в полевых условиях, понять, насколько обучение подготовило их к использованию оборудования и насколько простое оно в обслуживании. От того, насколько быстро военные смогут освоить новую архитектуру, будет зависеть то, как быстро промышленность сможет провести сертификацию и начать производство компонентов, отвечающих стандартам.

Та же Curtiss-Wright уже производит VICTORY-совместимые компоненты. Один из таких продуктов — начальный комплект Digital Beachhead, который дает пользователю возможность разместить основные элементы сети в машине (стоимость — около $5000). По словам Джединака, даже такой «стартовый набор» позволяет реализовать коммутацию, общую обработку данных и множество интерфейсов с другими бортовыми системами, такими как стандарты шин передачи данных из автопромышленности и GPS-оборудование. Кроме того, в комплекте содержится все необходимое для нормальной работы VICTORY программное обеспечение.

По словам Джединака, интерес к этому продукту был проявлен со стороны как правительства, так и автопрома: «После того, как военные обозначат четкие требования к совместимым с архитектурой VICTORY системам, продажи взлетят». Curtiss-Wright уже получила контракт на производство компонентов, соответствующих стандарту, но информация о том, какая из платформ будет поддержана, пока не разглашается.

Curtiss-Wright и BAE Systems входят в государственно-промышленную рабочую группу, члены которой постоянно встречаются для разработки технических спецификаций. По всей видимости, полное согласование всех спецификаций займет еще пару лет — считает Грейс Ци Пинь Сян (Grace Qi Ping Xiang), представитель отдела по поддержке стандартов VICTORY в рамках программы закупок (PEO) Ground Combat Systems.

По мнению Джединака, полное внедрение стандартов VICTORY займет гораздо больше времени. Вооруженные силы не смогут позволить себе приобрести все новое, совместимое с архитектурой VICTORY оборудование в период бюджетных ограничений — чтобы планы военных стали реальностью, понадобится время. С устареванием различных подсистем их приходится модернизировать и они могут быть обновлены с использованием совместимых систем в случае, если обслуживающий персонал посчитает это необходимым. А пока в ВС США могут использовать адаптеры для подключения имеющегося оборудования к шине данных VICTORY, что позволит солдатам обмениваться информацией и знакомиться с новой сетевой архитектурой и интерфейсами. По словам Джединака, закупки, которые осуществлялись Минобороны, проводились несогласованно, в отсутствие коммуникаций между отдельными подведомствами, что привело к распространению на военных машинах Армии США систем C4ISR, дублирующих функционал друг друга и построенных на закрытых стандартах. Текущие ограничения бюджета могут мотивировать персонал на решение подобных проблем.