Палубная авиация мира

Желание породнить детища морской и воздушной стихий появилось у военных еще когда авиация была в младенчестве – первый взлет и посадка на палубу датируются еще 1910-11 годами. 29 Сентябрь 2016, 11:11
Желание породнить детища морской и воздушной стихий появилось у военных еще когда авиация была в младенчестве – первый взлет и посадка на палубу датируются еще 1910-11 годами. На первую мировую полноценный авианосец не успел буквально месяцы. Во Второй мировой авианосцы играли уже ключевую роль в войне на море, а после войны стали символом военной мощи одной из сверхдержав и участвовали во всех её крупных войнах. При этом всегда обладание ими и палубной авиацией было знаком принадлежности к узкому кругу избранных.
 

США

Американцы по праву гордятся тем, что их палубная авиация и авианосный флот мощнейшие в мире. За ВМС США и первенство в первом взлете и посадке самолета на корабль – 14 ноября 1910 года Ю.Эли (правда, не моряк, а гражданский пилот) совершил первый взлет с оснащенного специальной площадкой крейсера CL-2 «Birmingham», а 18 января следующего года выполнил посадку на него же. В дальнейшем многие «прорывные» технические новшества внедрялись англичанами (полноценный авианосец со сплошной палубой, аэрофинишеры современной конструкции и паровые катапульты, угловая палуба), однако американцы быстро перенимали наиболее полезные новшества. Благодаря предвоенным опытам была создана, а в ходе напряженного противостояния с японским флотом отточена сложная система эксплуатации палубной авиации, которая в данный момент в какой-то степени стала мировым стандартом.
Взлет с оснащенного специальной площадкой крейсера CL-2 «Birmingham»
Если смотреть сегодня в количественном плане, то в американский авианосный флот (и как следствие палубная авиация) самый малочисленный со времен Второй мировой войны. В составе ВМС США на данный момент числится 10 авианосцев, все – атомные, типа «Nimitz» (формально в резерве числится так же неатомный CV-63 «Kitty Hawk»). На финальной стадии достройки находится атомный авианосец нового типа CVN-78 «Gerald R. Ford». Однако десяток авианосцев это мало только по американским стандартам – фактически это больше чем во всех остальных флотах мира вместе взятых, даже не учитывая тот факт, что «суперавианосцы» типов «Nimitz»/ «Gerald R. Ford» превосходят большинство «аналогов» по водоизмещению и численности авиагруппы в два-три раза. Кроме того неверно забывать об восьми универсальных десантных кораблях (УДК) типа «Wasp» и первом типа «America» - несущие наряду с десантом небольшую авиагруппу самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки они активно использовались в качестве легких авианосцев во многих локальных конфликтах, например войнах в Ираке и Ливии. Фактически по своим возможностям «Wasp»/«America» соответствуют легким авианосцам, таким, например, как итальянский «Cavour» или списанные английские типа «Invincible».
Атомный авианосец нового типа CVN-78 «Gerald R. Ford»
Подобно тому, как разнообразие типов авианесущих кораблей свелось фактически к одному и одному легкому: «America» можно считать модернизированным «Wasp», да и «Gerald R. Ford» - прямое развитие «Nimitz», стандартизировались и авиагруппы. Если в 1950-60-х годах нормой было, когда практически каждая эскадрилья на авианосце была вооружена собственной моделью самолета, то сейчас, после списания в 2006 году легендарного благодаря фильму «Лучший стрелок» F-14 «Tomcat», на палубах установилось практически полное единообразие. Если не считать самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2 «Hawkeye», вертолеты и не базирующиеся постоянно на корабле транспортные C-2 «Greyhound», авиагруппа американского авианосца состоит из различных модификаций многоцелевого истребителя F/A-18 «Hornet». Они взяли на себя и все непосредственно боевые функции – от ПВО и борьбы за господство в воздухе до непосредственной поддержки войск и борьбы с надводными целями. Кроме того они же обеспечивают дозаправку в воздухе, а наиболее сложная и дорогостоящая модификация - EA-18G «Growler» взяла на себя радиоэлектронную борьбу (РЭБ) и подавление ПВО. Пожалуй, только борьбу с подводными лодками, после списания палубного противолодочного самолета S-3 «Viking», взяли на себя вертолеты. 
Boeing EA-18G Growler
Семейство «Hornet» неоднородно. Сам F/A-18 происходит от YF-17 "Cobra", проигравшего F-16 «Fighting Falcon» в конкурсе на легкий истребитель для ВВС США. В более позднем конкурсе флота ему удалось одержать реванш. К первому поколению «Hornet» стоит отнести F/A-18 модификаций A/B/C/D выпускавшиеся с 1980 по 2000 годы, их так же зачастую называют «старыми» или «legacy Hornet». Они постепенно снимаются с вооружения ввиду физического и морального старения. Кроме того «Hornet» первого поколения состоят на вооружении эскадрилий Корпуса Морской пехоты, ориентированных на базирование на сухопутных аэродромах и авианосцах флота. Как правило в составе авиагруппы авианосца входит одна эскадрилья КМП, действующая в ходе боевых действий в первую очередь в интересах морской пехоты. В общей сложности в ВМС и КМП официально остается на вооружении порядка 540 машин ранних модификаций, но в состав авиагрупп авианосца редко сейчас сходит более одной эскадрильи «Hornet» (10-12 машин), большинство находится на наземных базах.
Качественное развитие семейство получило с созданием модификации F/A-18E/F «Super Hornet» на котором в полной мере реализован потенциал истребителя поколения 4+. От оригинальных «Hornet» «Super» отличается даже больше чем Су-35С от Су-27 – кроме обновления бортового оборудования был значительно изменен и планер, в первую очередь в сторону увеличения запаса топлива (на треть) и боевой нагрузки. Серийное производство F/A-18E/F «Super Hornet» началось в 1997 году и продолжается, хотя и с минимальными темпами до сих пор. К сентябрю 2015 года флоту передано 540 F/A-18E/F и 116 EA-18G «Growler». В общей сложности планируется закупить 570 и 160 самолетов соответственно, хотя не стоит исключать небольших дополнительных заказов, во многом обусловленных желанием поддержать работу производственной линии. 
F/A-18E/F Super Hornet.
В данный момент авиагруппы авианосцев практически полностью укомплектованы эскадрильями перешедшими «Super Hornet». Интересно, что комплектуются они отдельно – часть одноместными F/A-18E, часть двухместными F/A-18F (закупки так же ведутся практически поровну). Это вызвано тем, что двухместные F/A-18F в первую очередь не учебные самолеты, а боевые, ориентированные на более сложные задачи (длительное патрулирование, самостоятельный поиск и уничтожение наземных целей). Например Австралия закупила, естественно для сухопутной эксплуатации только двухместную модификацию. В противоположность ему двухместные версии первых «Hornet» F/A-18B/D использовались на флоте только для учебных целей (в КМП специально доработанные F/A-18D используются как ночные ударные самолеты).
F/A-18 Super Hornets USS Dwight Eisenhower (CVN 69)
УДК США, в свою очередь, в составе авиагрупп имеют сейчас так же один тип самолета – способный к короткому взлету и вертикальной посадке AV-8B «Harrier II». Дозвуковой «Harrier II» в первую очередь легкий ударный самолет, однако модернизированные «Harrier II Plus», оснащенные РЛС от «Hornet» и ракетами «воздух-воздух» средней дальности, вполне могут базово выполнят задачи истребителя. Американские УДК с «Harrier II» участвовали во многих войнах последней четверти века, в большинстве случаев на вспомогательных ролях и в тени «больших» авианосцев, но в операции «Odyssey Dawn» в Ливии в 2011 году и идущих с августа 2016 года ударах по боевикам ИГИЛ в той же Ливии американская палубная авиация была представлена только AV-8B с десантных кораблей. На вооружении КМП США состоит около ста «Harrier II», так же как и «Hornet» они постепенно списываются.
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II
Оба должны быть заменены на перспективный малозаметный истребитель пятого поколения F-35 «Lightning II». Впервые в практике военного авиастроения F-35 создается параллельно в трех модификациях – A, B и C соответственно для базирования на обычных аэродромах, с укороченным взлетом для десантных кораблей и передовых взлетных площадок и для эксплуатации с авианосцев оснащенных катапультой и аэрофинишером. F-35 должен дать морской авиации США принципиально новые возможности – в первую очередь это ожидаемый уже четверть века «палубный стелс». Именно как ударный самолет «первого дня» его рассматривают ВМС США, планирующие закупить 260 F-35C для замены «Hornet». Важный момент – в ВМС США F-35 сменяет именно «Hornet» первого поколения, а не «Super Hornet» - с ним он будет служить параллельно. В составе авиагруппы авианосцев типов «Nimitz»/ «Gerald R. Ford» будет одна-две эскадрильи по 10-12 машин этого типа, на которые будут возлагаться в первую очередь задачи связанные с операциями в пространстве насыщенном средствами ПВО. Корпус морской пехоты планирует закупить 353 F-35B и 67 F-35C. В нем «Lightning II» должен сменить широкий спектр самолетов и стать основным – F-35B заменит все AV-8B на палубах десантных кораблей и передовых базах, большую часть «Hornet», а с подвесным контейнером постановки помех даже специализированный самолет РЭБ EA-6B «Prowler». Для эксплуатации с базовых аэродромов и суперавианосцев КМП закупает так же относительно небольшое количество F-35С.
Cамолет РЭБ EA-6B «Prowler»
Разработка и освоение F-35 сопровождается значительным количеством проблем, широко освещаемых СМИ, однако нет сомнений, что самолет будет рано или поздно доведен до ума, а детские болезни, в общем-то обычные для любой сложной системы вооружений, будут преодолены – важность F-35 для американских вооруженных сил трудно переоценить. В КМП первая эскадрилья достигла летом прошлого года формальной начальной боеготовности и в 2017 году будет впервые развернута за рубежом (в Японии) и на УДК. В начале 2018 года ожидается развертывание на Ближнем Востоке, что возможно приведет к первому боевому применению. В ВМС США начальную боеготовность первой эскадрильи планируют объявить в конце 2018 года – обладающий более свежим авиапарком флот меньше заинтересован в спешке и хочет начать эксплуатацию уже не «сырой» версии.
F-35B Lightning II
Следует упомянуть еще одну перспективную разработку, которая вскоре должна прочно прописаться на палубах авианосцев. Речь о крупных, «полноразмерных» БПЛА (легкие эксплуатируются давно). По программе UCLASS планировалось создание крупного разведывательно-ударного БПЛА для включения в состав авиагрупп суперавианосцев. Для демонстрации концепции была создана летающая лаборатория X-47B в 2013 году успешно прошедшая палубные испытания. Однако впоследствии с целью экономии и перестраховки решено было кардинально изменить техническое задание и теперь вместо ударного малозаметного БПЛА планируется создание летающего танкера с базовыми возможностями по разведке, а ударными – в перспективе. Выбор проекта планируется сделать в 2018 году, а начать поставки – в 2021. Индекс уже выбран - MQ-25 «Stingray». Хотя миссия воздушного заправщика менее ярка и престижна это позволит набраться опыта эксплуатации крупного БПЛА в составе крыла авианосца.
Беспилотный палубный заправщик RAQ-25 Stingray
Этот опыт крайне важен, так как нельзя исключать, что будущая смена F/A-18E/F, пока прорабатываемая под индексом F/A-XX, будет как минимум опционально пилотируемой, т.е. сможет выполнять часть боевых задач в беспилотном режиме. Однако «Super Hornet», «разбавленные» F-35C и БПЛА еще долго будут составлять основу авиагрупп американских авианосцев – замена их на F/A-XX ожидается в 2030-х годах.                                              
 

Европа

Хотя страны Европы в военном отношении представляют бледную тень былого величия некоторые из них сохранили серьезные ВМС. Говоря об авианосцах и палубной авиации в первую очередь стоит упомянуть Великобританию, которая долгое время была законодателем мод в этой области. Однако после войны по экономическим соображениям англичане сначала отказались от постройки полноразмерного авианосца CVA-01 для замены построенных во время войны кораблей, предпочтя постройку легких авианосцев типа «Invincible» предназначенных для базирования самолетов укороченного взлета семейства «Harrier». В 2010 году, раньше чем планировалось, были списаны последние английские «Harrier II» и страна осталась без палубных самолетов. Вскоре были проданы на лом и все три авианосца типа «Invincible». 
Однако, несмотря на мрачное настоящее, планы на ближайшее будущее у англичан крайне амбициозны. Заканчивается постройка двух тяжелых авианосцев типа «Queen Elizabeth», первый из них должен выйти на испытания в море весной 2017 года. Корабли водоизмещением более 70 тысяч тонн станут самыми крупными авианосцами не американской постройки. Их отличает необычная для таких крупных авианосцев схема – на них отсутствуют аэрофинишеры и угловая палуба, но зато имеется трамплин. Это объясняется тем, что корабли рассчитаны на базирование самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Великобритания участвовала в проработке перспективного самолета укороченного взлета для своих будущих авианосцев совместно с КМП США еще с конца 1980-х годов и их интерес сыграл большую роль в том, что проект был реализован. Фирма Rolls-Royce является головным подрядчиком в разработке и производстве подъемного вентилятора и поворотного сопла силовой установки F-35B.  
Первые F-35B для Великобритании уже построены и английские летчики и техники проходят сейчас обучение в США. В общей сложности планируется закупить для нужд ВВС и ВМС 138 F-35B, при этом разделение будет во многом формальным так как подготовлены к полетами с палубы должны быть все. Каждый из «Queen Elizabeth» сможет нести до 40 летательных аппаратов, однако типовая авиагруппа мирного времени по плану будет включать в себя только одну эскадрилью F-35B из 12 машин. Первые испытания самолетов на новом авианосце планируются в конце 2018 года, а начальной оперативной готовности планируется достичь к 2020 году. Благодаря использованию схожей техники планируется, в случае необходимости, авианосца совместно английскими летчиками Королевских ВВС и ВМС и американского КМП.
Авианосец Шарль де Голль ( R91 ) взлет с палубы истребителя «Rafale M»
Если английские авианосцы являются крайне необычны и самобытны по схеме — по сути легкие трамплинные авианосцы «на стероидах», то французский построен по всем правилам. Их R91 «Charles de Gaulle» – единственный в мире на сегодняшний день не американский катапультный авианосец, к тому же атомный, так же единственный (более крупные английские «Queen Elizabeth» оснащены обычной силовой установкой). С многих точек зрения это уменьшенная версия американского авианосца – так на французском корабле установлены аналогичные американским катапульты и аэрофинишеры. Благодаря этому, а так же схожим автоматизированным системам посадки, возможна эксплуатация американских палубных самолетов на «Charles de Gaulle» (и наоборот), что неоднократно проверялось на учениях. Основным типом палубного самолета в ВМС Франции является многоцелевой истребитель «Rafale M». Кроме него в состав авиагруппы входят самолеты ДРЛО E-2 «Hawkeye» и вертолеты, в общей сложности до 40 летательных аппаратов. До недавнего времени в арсенале были так же ударные «Super Etendard», но боевое развертывание зимы-весны 2016 года стало для них последним и сейчас они окончательно заменены на «Rafale M». На данный момент ВМС Франции поставлено 46 Rafale M, еще два должно быть поставлено в районе 2020 года. Еще десять самолетов планируется закупить в следующем десятилетии. 
Кроме Великобритании и Франции в Европе авианесущие корабли есть у Испании и Италии, но в их случае речь идет о относительно небольших кораблях оснащенных трамплинами и способных нести небольшие авиагруппы самолетов укороченного взлета «Harrier II». 
Rafale-M  USS Harry Truman
В Италии это разнотипные авианосцы «Giuseppe Garibaldi» и «Cavour» (второго вполне можно считать УДК). Для эксплуатации с них в составе морской авиации есть 16 AV-8B, причем этого количества хватило бы для полного укомплектования авиагруппы только одного из кораблей. Для замены «Harrier II» итальянцами планируется закупка 30 F-35B (поровну ВВС и ВМС). Кроме того в 2020-х годах планируется заменить стареющий «Giuseppe Garibaldi» на новый авианосец «Trieste». В Испании роль авианесущего корабля и флагмана флота исполняет УДК «Juan Carlos I», способный нести до 20 самолетов (однако в составе ВМС Испании на данный момент остается только 13 AV-8B). В перспективе испанцами так же рассматривается возможность закупки F-35B, благо он единственный самолет пригодный для эксплуатации с десантных кораблей.
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II (слева) и F-35
Планирует обзавестись авианосцем и Турция, уже начато строительство по испанской лицензии несколько видоизмененного «Juan Carlos I», однако по крайней мере на первом корабле сознательно отказались от трамплина в пользу дополнительной вертолетной площадки, что говорит о том, что вопрос с приобретением палубных самолетов несколько откладывается, возможно до следующих кораблей.                                                  
 

Россия, Индия и Китай

История появления авианосцев и палубной авиации в Советском Союзе была долгой и трудной. Они были в пред- и послевоенных «Сталинских» программах построение большого океанского ВМФ СССР, но в обоих случаях программы не были реализованы по понятным причинам. Последовавшие сокращения расходов на флот и упор на подводную, в первую очередь ракетную, составляющую привели к тому, что мечтам советских адмиралов об авианосцах длительное время не было суждено сбыться. Пришли к ним довольно необычным путем – через противолодочные крейсера проекта 1123, на основе которых удалось согласовать у политического руководства создание ориентированных уже на борьбу с надводными целями кораблей вооруженных кроме мощного ракетного вооружения и противолодочных вертолетов и самолетами вертикального взлета и посадки семейства Як-38. Так родились корабли проекта 1143 «Кречет» - фактически не один тип, а несколько, последовательно развивавшихся. Первые четыре была ракетными крейсерами с «притороченной» сбоку угловой палубой («Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку») способными нести 36 летальных аппаратов (вертолетов и самолетов вертикального/укороченного взлета). Два следующих: «Тбилиси» и недостроенная «Рига», были оснащены уже сплошной полетной палубой с трамплинами и аэрофинишерами и были приспособлены для эксплуатации модификаций «полноценных» сухопутных истребителей Су-27 и МиГ-29 (соответственно Су-33 и МиГ-29К). Венцом развития должны были стать полноценные катапультные атомные авианосцы, однако развал Советского Союза помешал достроить даже первого из них – «Ульяновск».  
Палубные штурмовики Як-38
Вскоре после распада СССР закончилась служба первых четырех – требовавшие дорогостоящего обслуживания и ремонта (в ВМФ СССР эти корабли не были обеспечены достаточной сухопутной инфраструктурой и быстро расходовали ресурс), лишенные авиации (Як-38 был снят с вооружения, а Як-141 не удалось запустить в серию по понятным причинам) были выведены из эксплуатации. Однако их ждала довольно необычная судьба: «Киев» и «Минск» были проданы в Китай где, после изучения, превращены в музеи-аттракционы; «Новороссийск» был продан в Республику Корея для разделки на металл, но есть мнения, что так же был изучен перед утилизацией.
ЯК-141 палубный истребитель вертикального взлета
ЯК-141 палубный истребитель вертикального взлета
Иная судьба и иной покупатель ждали «Баку» переименованного в 1990 году в «Адмирала Горшкова». Корабль был передан Индии с условием оплаты капитальной модернизации. После нее под именем «Vikramaditya» он был включен в состав ВМС Индии. Сейчас, после вывода из состава флота «Viraat», носителя «Harrier», и в ожидании достройки первого авианосца национальной постройки «Vikrant», он является единственным авианосцем индийцев. Для формирования авиагрупп «Vikramaditya» и «Vikrant», Индией заказано 45 российских палубных истребителя МиГ-29К/КУБ, большая часть самолетов уже поставлена, нельзя исключать дополнительных заказов.

Нынешние МиГ-29К/КУБ значительно отличаются от проходившего испытания на рубеже 1980-90 годов прототипа МиГ-29К, это современные истребители, способные применять широкий спектр авиационных средств поражения и обладающие серьезным модернизационным потенциалом. Вероятно, в обозримом будущем они будут единственными боевыми палубными самолетами ВМС Индии – проходит испытания прототип морской версии легкого истребителя национальной разработки «Tejas», но разработка этого самолета сопровождается серьезными трудностями и просто таки чудовищными задержками (программа была начата в первой половине 1980-х годов, а даже самая простая сухопутная модификация еще не вышла на полноценное серийное производство), так что на палубах индийских авианосцев он пропишется в лучшем случае в 2020-х годах. 
ТАКР «Баку» (после 4 октября 1990 года — «Адмирал Горшков») — на его борту осенью 1991 года проводились испытания Як-141
Недостроенная «Рига», переименованная в «Варяг», досталась независимой Украине и, после долгих поисков покупателя, была продана в 1998 году Китаю, официально для превращения в казино. Судя по судьбе «Киева» и «Минска» это казалось весьма вероятным исходом, но у китайцев были на корабль уже совсем другие планы – он был самостоятельно достроен, оснащен современным китайским оборудованием и включен в 2012 году в состав ВМС НОАК под именем «Ляонин». Китайская палубная авиация на данный момент представлена истребителем J-15, морской модификацией китайской копии Су-27 (производимой под индексом J-11), созданной с учетом изучения купленного на Украине одного из прототипов Су-33. 
Shenyang J-15
Учитывая, что J-15 оснащаются современным БРЭО и вооружением по боевым качествам они вероятно несколько превосходят Су-33. Точное количество выпущенных истребителей неизвестно, но можно уверенно говорить о более чем 20. Кроме того семейство J-15 в Китае активно развивается – создана, но еще не проходила испытания на авианосце двухместная модификация J-15S, в последние месяцы появились снимки «J-15A» (условный индекс) с передней стойкой шасси оснащенной креплением для катапульты. 
Shenyang J-15 
Это указывает на то, что в ближайшей перспективе Китай планирует обзавестись полноценными катапультными авианосцами. Однако первый авианосец национальной постройки, судя по фото, будет оснащен трамплином и будет если не копией, то схожим с «Ляонином». В более далекой перспективе Китай разумеется постарается создать палубные версии своих истребителей пятого поколения, но это, как и катапультный авианосец, уже дело 2020-х годов. 
Shenyang «J-15S»
Таким образом, из семи советских авианосцев (не столь важно, что называли у нас их официально авианесущими крейсерами – например, в Японии свои вертолетоносцы называют эсминцами) один не был достроен, три были отправлены в отставку, два подняли флаги других стран, а России остался один: «Тбилиси» переименованный в «Адмирала Кузнецова» и находящийся в составе Северного флота.

Планы постройки перспективного авианосца для ВМФ России обсуждаются практически непрерывно, но столь же стабильно сроки указываются неопределенно туманными – с высокой долей уверенности можно говорить, что в ближайшие лет десять флот корабля такого типа не получит. Для комплектования авиагруппы «Адмирала Кузнецова» было выпущено 26 серийных истребителей Су-33 – почти вдвое меньше максимальной вместимости корабля, однако в учебных выходах большая часть выпущенных самолетов всегда оставалась на берегу.  
ТАКР Адмирал Кузнецов Су-33
Однако сегодня все не так мрачно как было недавно – для «Адмирала Кузнецова» в обозримом будущем планируется капитальный ремонт с модернизацией. Су-33 проходят капитальный ремонт с модернизацией, возможно включающей в себя оснащение современным прицельным оборудованием, которое позволит полноценно применять оружие для поражения наземных целей (базовый вариант был практически «чистым» истребителем). Количество пригодных к полетам Су-33 оценить трудно, вероятно речь идет о 18-20 машинах. 
А главное началась закупка современной авиатехники. В 2012 был заключен, а в 2013-15 годах реализован, контракт на поставку для ВМФ России 20 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. В августе 2016 года МиГи совершили первые посадки на палубу «Адмирала Кузнецова». Получение новых самолетов и ремонт Су-33 позволят, желательно после ремонта и модернизации самого корабля, получить российскому флоту авианосец с авиагруппой из порядка трех десятков истребителей, способный решать задачи обеспечения ПВО корабельной группировки или ударов по наземным целям в локальных конфликтах.
Посадка двухместного истребителя МиГ-29КУБР (бортовой номер "50 синий") на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"
Возможно первое боевое применение «Адмиралу Кузнецову» предстоит уже в этом году – широко обсуждается высокая вероятность посылки его осенью в Средиземное море для участия в войне в Сирии. Разумеется, во многом такой поход будет учебным – Су-33 только начали модернизировать для эффективного поражения наземных целей, а количество летчиков МиГ-29К освоивших полеты с палубы относительно невелико, но это обудет крайне полезна для приобретения опыта боевой эксплуатации даже не самолетов (понятно, что их можно испытать и с сухопутных аэродромов), а самого авианосца. Без этого рано задумываться о перспективном авианосце и палубных модификациях Т-50.