Руки истребителей

Высокоточные управляемые ракеты современной авиации 9 Июль 2016, 11:04
Управляемые ракеты уже несколько десятилетий подряд являются одним из главных средств в арсенале самолетов фронтовой авиации, и их развитие продолжается. Прогресс 1960-80-х годов в дальности полета, скорости, маневренности ракет, избирательности и чувствительности их головок самонаведения, дополнился развитием систем обмена информацией, позволившим говорить о реализации концепции «боевого пространства» (battlespace). Развитие этого вида оружия продолжается, и сегодня возможности ракет являются одним из главных факторов, определяющих потенциал боевого комплекса, основой которого является самолет.

Россия: ракетная независимость

Провал в финансировании военных разработок в постсоветский период, хоть и значительно сдвинул «вправо» реализацию многих программ, все же не повлек за собой катастрофического отставания от лидеров в рассматриваемой области. Во многом ситуацию позволили спасти экспортные заказы, доходы от которых тратились не только на поддержание серийного производства вооружения, но и на разработку перспективных образцов, дополняя, а зачастую и перекрывая государственное финансирование НИОКР.
В некоторых случаях, впрочем, государство финансировало особо чувствительные с точки зрения стратегических интересов страны программы. Одной из таких программ стала разработка нового поколения крылатых ракет воздушного базирования, первое боевое применение которых состоялось в Сирии осенью 2015 года. Ракета большой дальности Х-101 с неядерной боевой частью стала одной из главных новинок сирийской кампании.
Разработка стратегических крылатых ракет Х-101/102, отличающихся друг от друга боевой частью — конвенциональной для Х-101 и ядерной для Х-102 — началась в середине 1990-х годов. От предшествующего изделия типа Х-55 и его неядерной модификации Х-555 ракеты Х-101/102 отличаются меньшей заметностью и большей дальностью полета, достигающей, по некоторым данным, пяти тысяч километров. В 2012 году ракета была принята на вооружение. Первые боевые пуски Х-101 состоялись 17 ноября 2015 года. В тот же день в бою дебютировала и ее предшественница Х-555, созданная на основе Х-55 в 1990-х годах. Практическая демонстрация этих ракет, впоследствии повторенная, произвела серьезное впечатление — до этого сам факт наличия боеспособных крылатых ракет нового поколения в арсеналах российской стратегической авиации периодически подвергался сомнению.
Кроме того, были даны ответы на два других очень важных вопроса: во-первых, так же как и в случае с пуском ракет морского базирования 3С14 комплекса «Калибр» состоялась эффективная публичная демонстрация работоспособности навигационной системы ГЛОНАСС. Во-вторых, был подтвержден потенциал российского точного машиностроения: производство крылатых ракет, способных к полету с огибанием рельефа местности, требует изготовления весьма компактных, легких и точных приводных механизмов, что доступно крайне ограниченному числу стран.
В Сирии также были продемонстрированы и новинки вооружения фронтовой авиации: Истребители Су-35, переброшенные в зону боевых действий после инцидента с уничтожением российского бомбардировщика Су-24 турецкими истребителями, совершали вылеты на прикрытие ударных машин с ракетами «воздух-воздух» нового поколения Р-77 средней дальности.
Новое семейство ракет «воздух-воздух» разрабатывается в России с 2000-х годов, одной из главных целей разработки является ликвидация зависимости ВВС России от поставок ракет этого типа и комплектующих для них с Украины. Задержки в разработке были связаны с необходимостью обеспечить полное импортозамещение комплектующих и провести испытания с новыми комплектующими.

Перспективные ракеты будут использоваться как новыми боевыми самолетами, включая истребитель пятого поколения, так и модернизированными самолетами советских типов.

О запуске в серию нового семейства ракет воздух-воздух на авиасалоне МАКС-2015 сообщил генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов:

«Мы уже поставили в серию ракету средней дальности, РВВ-СД, — отметил руководитель КТРВ. — В этом году в серию запускается ракета малой дальности, по которой пришлось решать больше вопросов импортозамещения, а также РВВ-БД, ракета большой дальности».
Авиационные управляемые ракеты серии РВВ. 
РВВ-БД - большой дальности, РВВ-СД - средней дальности и РВВ-МД - малой дальности.
Фото: Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com/ 
Новые ракеты должны будут войти и в арсенал перспективного истребителя пятого поколения Т-50, создаваемого в рамках программы ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который в настоящее время проходит испытания, что определило требования к их архитектуре – компактное оперение и складывающиеся рули должны упростить размещение ракет во внутренних отсеках вооружения истребителя-«невидимки».
Авиационная управляемая ракета класса "воздух-воздух" РВВ-МД  
Следует помнить, что говоря о ракете большой дальности (РВВ-БД) глава КТРВ имел в виду в первую очередь изделие, создаваемое на базе серийной ракеты Р-37 для перехватчика МиГ-31, однако у этой ракеты есть серьезный конкурент в виде КС-172 НПО «Новатор». Эта ракета сверхбольшой дальности (до 400 километров) позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника.
КС-172-1 представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракеты, выполненную по аэродинамической схеме "несущий корпус".
Ракета оснащена цельноповоротными рулями, размещенными в хвостовой части второй ступени и стабилизаторами решетчатого типа
на первой ступени. Для уменьшения поперечного габарита стабилизаторы выполнены складывающимися. Фото: http://saidpvo.livejournal.com/
КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности
Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты, что заставляет экспертов предполагать наличие в ракете обмена данными на траектории.
Активные радиолокационные головки самонаведения МНИИ «АГАТ» представленные на форуме "ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ – 2014"
Фото: http://nevskii-bastion.ru
Говоря о российских разработках ракет «воздух-воздух» большой дальности нельзя забывать о колоссальном опыте, который был наработан в ходе эксплуатации советских авиационных комплексов перехвата, выстраивавшихся вокруг самолетов Ту-128, МиГ-25, МиГ-31, оснащавшихся ракетами с полуактивными радиолокационными ГСН. В отличие от современных ракет с активными ГСН, такие изделия требовали постоянной подсветки цели самолетом-носителем, что, с одной стороны, усложняло систему в целом, а с другой позволило отработать ряд технологий систем управления, впоследствии пригодившихся для создания нового поколения сетецентрического оружия.
На сегодняшний день модернизированные МиГ-31БМ оснащаются ракетами Р-37 с активными ГСН, в которых, по некоторым данным, реализован полный комплекс технологий «боевого пространства», включая внешнее целеуказание, перенацеливание в полете, возможность обмена целями в группе ракет, атакующих одну группу целей.

Сами МиГ-31БМ могут использоваться, кроме своих базовых функций перехватчика, в качестве лидирующих самолетов истребительных групп, выполняя роль машин дальнего радиолокационного обнаружения и управления (при отсутствии специализированных машин), а при их наличии могут вести бой, используя целеуказание непосредственно с самолета ДРЛО. Кроме того, эти самолеты, как и другие современные российские истребители, могут быть объединены в единую «боевую сеть» с наземными системами ПВО, что позволяет создавать интегрированные районы ПВО с высоким уровнем взаимной поддержки в системе.

Складные ножи

К использованию с истребителей пятого поколения готовят и ракеты «воздух-поверхность»: на том же МАКС-2015 Борис Обносов сообщил о том, что КТРВ завершает государственные испытания ракеты Х-58УШК внутрифюзеляжного размещения, предназначенной для истребителя пятого поколения.
Авиационная управляемая ракета класса "воздух-воздух" РВВ-МД
Фото: Саид Аминов http://saidpvo.livejournal.com 
«Это абсолютно новейшее изделие, не имеющее ничего общего со старой Х-58, кроме индекса: она в два раза короче Х-58, оснащена совершенно другой головкой самонаведения. Только сейчас заканчиваем ее госиспытания, включая испытательные пуски с опытных самолетов Т-50», — сказал Обносов.

По словам Обносова, ПАК ФА «будет единственной российской платформой, оснащенной противорадиолокационной ракетой внутрифюзеляжного размещения», однако Х-58УШК может устанавливаться и на внешних узлах подвески.

Обновленная версия этой ракеты Х-58УШКЭ (в экспортном исполнении) с широкодиапазонной пассивной головкой самонаведения и оптимизированная для внутрифюзеляжного размещения, демонстрировалась на авиасалонах МАКС в Жуковском начиная с 2003 года. Однако вариант ракеты для ВВС России (Х-58УШК) заканчивает испытания только сейчас.
Авиационная управляемая ракеты Х-59МК2 на выставке "Макс-2015"
Фото: Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com
Еще одним новым типом вооружения, предназначенным в том числе для использования на ПАК ФА, является ракета Х-59МК2 – развитие известного семейства тактических ракет. Детальные возможности МК2 остаются в секрете – в частности, ее дальность. Официально называемая цифра в 300 километров относится к экспортной модификации ракеты, возможности которой ограничены режимом контроля распространения ракетной техники, однако по мнению ряда специалистов реальные цифры находятся в диапазоне заметно превышающем 500 километров. В определенном смысле эту ракету можно считать «нашим ответом» на создание в США системы AGM-158 JASSM, о которой речь пойдет ниже.
Авиационная управляемая ракеты Х-59МК2 на выставке "Макс-2015"
Фото: Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com
Модернизация ударного вооружения российских истребителей не ограничивается созданием «складных» модификаций ракет. Среди разработок последнего периода можно отметить эксперименты с созданием «боевого пространства», единого информационного поля, позволяющего самолетам применять оружие, используя внешнее целеуказание, что позволяет не демаскировать себя включением радара. Первые наработки такого рода уже реализовывались при создании интегрированных систем ПВО, теперь же речь идет в том числе и о применении оружия «воздух-поверхность».

США: сетевой бой

Дальше всего по этому пути, впрочем, продвинулись американские разработчики. Первой ракетой, созданной в рамках концепции battlespace, стала AIM-9X Sidewinder, последний на сегодняшний день вариант легендарной американской ракеты ближнего боя с инфракрасной ГСН.
Ракета AIM-9X Sidewinder
AIM-9X способна функционировать в качестве информационного узла в «боевом пространстве». Благодаря этой способности ракета может получать информацию о цели из различных источников и поражать цели, изначально находящиеся вне угла захвата головки самонаведения.

Вес ракеты приближается к 200 фунтам (90 килограммов), дальность стрельбы составляет 18 километров. AIM-9X оснащена инфракрасной головкой самонаведения и имеет осколочно-фугасную боевую часть весом 11 килограммов.

В начале 2010-х годов ракета была модернизирована, получив обозначение AIM-9X Block II. В ходе семи испытательных пусков ракета пять раз поразила учебную цель.

От предыдущей версии ракета AIM-9X Block II Sidewinder отличается рядом существенных доработок. В частности, был усовершенстован захват ракетой цели после пуска, благодаря чему пилоты смогут поражать самолеты противника с большего расстояния. Кроме того, благодаря новой системе передачи данных (как у управляемой ракеты AIM-120D AMRAAM), AIM-9X Block II Sidewinder сможет получать с самолета обновленную информацию по цели.
Ракета средней дальности AIM-120D с активной радиолокационной ГСН была запущена в серию в конце 2000-х годов. При этом нужно иметь в виду, что понимание диапазонов «малой», «средней», и «большой» дальности заметно изменились с 1970-х – со своими 160 километрами AIM-120D заметно ближе к легендарной AIM-54 Phoenix со 190 километрами дальности, нежели к AIM-7M Sparrow с 50 километрами. Главным достоинством AIM-120D, помимо выдающихся для ракет среднего боя боевых дистанций, является именно ее встроенность в «боевую сеть», что позволяет производить пуски по внешнему целеуказанию без включения радара. Особенно ценным это является в случае использования малозаметных истребителей, скрытность которых в этом случае возрастает на порядок.
Авиационная управляемая ракета класса "воздух-поверхность" AGM-158 JASSM
В жанре «воздух-поверхность» США сделали ставку на принципиально новую систему — AGM-158 JASSM, которую намерены использовать и со стратегических и с тактических самолетов. Ракета, разработанная корпорацией Lockheed Martin, предназначена для поражения важных, высокозащищённых стационарных и перемещаемых целей (квазистационарных), в любых метеоусловиях и в любое время суток, с дистанцией вне зоны действия средств ПВО противника. Дальность стандартной версии JASSM составляет 360 километров, версии JASSM-ER – свыше 900.

Ключевым достоинством JASSM является ее универсальность – на сегодняшний день это единственное в мире семейство серийных крылатых ракет, поставляемых для использования со всего спектра боевых самолетов от стратегических бомбардировщиков до истребителей. JASSM является основным типом ракеты «воздух-поверхность», предназначенным для использования ВВС США в случае столкновения с противником, располагающим современными средствами противовоздушной обороны.
Кроме того, на основе JASSM ведется разработка противокорабельной ракеты большой дальности, которая будет использоваться также из пусковых установок Mk 41 кораблей ВМС США.

Так же как и современные версии ракет воздух-воздух, JASSM планируется использовать в рамках концепции «боевого пространства» - соответствующее оборудование обмена данными будет внедрено на JASSM-ER.

Евросоюз: Универсальный шторм

Ракета, близкая по концепции и ТТХ к JASSM создана и в Евросоюзе – это Storm Shadow/SCALP EG (последнее - обозначение в вооруженных силах Франции) разработки концерна MBDA. Полет малозаметной ракеты осуществляется в режиме следования рельефу местности по заранее выбранному коридору.
Авиационная управляемая ракета класса "воздух-поверхность" Storm Shadow
Система управления основана на использовании навигационной системы GPS с тепловизионным донаведением на конечном участке траектории, при этом ГСН имеет режим распознавания цели. Подход к цели стандартен для дозвуковых крылатых ракет — перед приближением к цели Storm Shadow выполняет горку с последующим пикированием на поражаемый объект. 

Угол пикирования может устанавливаться в зависимости от характеристики цели. Ракета оснащена тандемной боевой частью, которая перед попаданием «выстреливает» в цель суббоеприпас, пробивающий проем в стене сооружения, в который влетает основной боеприпас, срабатывающий внутри объекта с заранее задаваемым замедлением.
На основе Storm Shadow создается и ракета морского базирования по заказу ВМС Франции под индексом SCALP Naval. Эта версия ракеты создаётся MBDA в рамках программы MdCN (Missile de Croisière Naval) без участия других партнёров.
Ракета морского базирования SCALP Naval
SCALP Naval имеет новый цилиндрический корпус, адаптированный для пусков из торпедных аппаратов подводных лодок и вертикальной пусковой установки надводных кораблей. В отличие от SCALP EG, сбрасываемой с самолёта-носителя, морской вариант оснащён твёрдотопливным ускорителем. Вариант ракеты для ПЛ помещается в специальный контейнер, сбрасываемый при выходе ракеты из-под воды.

Эти ракеты используются на многоцелевых фрегатах типа FREMM с вертикальными ПУ типа Sylver A70 с 2013 года и впоследствии будут использоваться для запуска через 533-мм торпедные аппараты АПЛ типа «Барракуда».
Перспективной системой «воздух-воздух» для совместного европейского истребителя «Тайфун», а также французского «Рафаля» и шведского «Грипена» на ближайшие десятилетия станет ракета Meteor концерна MBDA, по своей концепции весьма напоминающая американскую AMRAAM в ее поздних версиях.
Авиационная управляемая ракета класса "воздух-воздух"  Meteor
Ракета, которая должна окончательно быть принята в эксплуатацию в текущем году, исходно создавалась как оружие «сетецентрической войны», и ее система обмена информацией с самого начала ориентировалась на использование в «боевом пространстве».

К «боевому пространств» приспособили и «младшую» ракету MICA с инфракрасной системой наведения. Еще в 2007 году прошли испытания этой ракеты с истребителя «Рафаль» с поражением цели «за спиной», целеуказание при этом передавалось с другого самолета.

Общие тенденции и китайский выход

В ближайшие десятилетия, скорее всего, число производителей авиационных ракет в мире сократится – не в последнюю очередь из-за растущей цены и сроков разработки. В частности, это уже произошло с французскими разработчиками, практически влившимися в состав общеевропейской MBDA.

Тем не менее, многие страны сохранят своих индивидуальные школы разработки, что необходимо для сохранения самостоятельности в военном строительстве, и среди тех, кто в этом заинтересован, нельзя не отметить Китай.

Возможности, которыми ОПК Китая обладает в ракетостроительном секторе, довольно значительны, однако в области ракет «земля-воздух» они развиваются прежде всего за счет использования технологий России, Франции, Израиля и Италии. В основе значительной части китайских ракет «воздух- воздух» лежат ракетные системы иностранного производства или используются технологии зарубежных стран.

В 1950-1960-е гг. в основе производства китайских ракет в основном использовались ракеты советского производства. В начале 1980-х гг. Китай начал выпускать ракеты собственного производства, активно используя израильские и французские наработки. Передача технологий производства ракет из Европы была прекращена после того, как Европейский Союз ввел запрет на продажу военных систем в Китай в связи с событиями 1989 года на площади Тяньаньмэнь в 1989, при этом передача технологий из Израиля продолжалась.

Начиная с 2003-2004 гг. ряд стран, входящих в Европейский Союз, заявляют о необходимости снятия эмбарго и возобновлении поставок вооружений Китаю. Следовательно, Китай, по всей видимости, продолжит в ближайшем будущем попытки хотя бы частично получить доступ к современным технологиям в области производства ракет.

В то же время возможности Китая по доступу к современным иностранным технологиям с целью повышения своих производственных возможностей ограничиваются тремя следующими факторами:

Во-первых, освоение зарубежных технологий является очень сложным и длительным процессом, а также существует значительный разрыв по времени появления соответствующих зарубежных технологий производства ракет в Китае и внедрением этих технологий для обеспечения серийного производства. Таким образом, к тому моменту, когда Китай полностью освоит эти технологии, если это ему вообще удастся сделать, они могут уже устареть.
Во-вторых, зарубежные страны и компании могут отказаться от передачи в Китай самых современных технологий. Например, несмотря на то, что Израиль предоставляет Китаю свои технологии по производству ракеты класса «воздух-воздух» «Питон-3», он, по-видимому, отказался от передачи более современной технологии по производству ракеты этого класса «Питон-4» и тем более «Питон-5».
Ракета класса «воздух-воздух» «Питон-3»
В-третьих, Соединенные Штаты, по-видимому, будут оказывать давление на другие западные страны с тем, чтобы те ограничили свои поставки вооружений и технологий в Китай.

Отчасти это положение исправило сотрудничество с Россией, с помощью чьих предприятий наметился прорыв ракетостроительного сектора ОПК Китая в разработке и производстве ракет класса «воздух-воздух» с активной радиолокационной ГСН. Ракета PL-12 была принята на вооружение во второй половине 2000-х годов. Для сравнения, американская ракета AIM-120 с АР ГСН была принята на вооружение в 1991 г. Как и другие современные ракеты, китайское изделие может в ходе полета получить информацию о цели с внешнего источника, и задействует свою АРЛГСН на конечном участке полета.
Ракета PL-12
В области систем воздух-поверхность Китай пока в еще больше степени зависит от иностранных поставок и технической помощи. Так, одна из самых последних китайских разработок в этой сфере, ракета YJ-91, представляет собой, по факту, копию советской/российской ракеты Х-31. Значительные заимствования присутствуют и в других китайских изделиях.