Знакомьтесь: Zumwalt

USS Zumwalt после ввода в строй будет считаться самым большим кораблем ВМС США, построенным за последние 50 лет — его водоизмещение составляет почти 16 тыс. тонн, а длина превышает 180 метров. 15 Ноябрь 2015, 09:25

Если судьба вдруг забросит вас в небольшой городок Бат на юге штата Мэн и вы окажетесь на Фронт-стрит, взгляните в сторону моста, ведущего в Вулвич: вдали вы увидите силуэт корабля. Судостроительные верфи Bath Iron Works существуют уже более ста лет, но даже старожилы удивляются, завидев гигантскую конструкцию, угловатого и в чем-то даже неуклюжего гиганта. 

Футуристические очертания эсминца Zumwalt, или DDG 1000, для многих уже легко узнаваемы — за десять с лишним лет были созданы массы графических презентаций и рисунков, а масштабные модели эсминца годами были центральными экспонатами на военно-морских выставках. И вот корабль существует наяву, все его элементы конструкции собраны воедино и эсминец спущен на воду. По его палубам ходят люди, а сам он поднимается и опускается вместе с приливами и отливами — все что было запланировано, превратилось в реальность. Первый выход Zumwalt в море назначен на весну следующего года. 

USS Zumwalt после ввода в строй будет считаться самым большим кораблем ВМС США, построенным за последние 50 лет — его водоизмещение составляет почти 16 тыс. тонн, а длина превышает 180 метров. Вместе с двумя другими кораблями своего класса он сможет предложить американскому флоту целый ряд преимуществ. На иллюстрациях ниже перечислены основные из них.

Само воплощение стелс-технологий — обтекаемые очертания эсминца, кажется, скрывают массу новых возможностей. Когда прогуливаешься по палубам Zumwalt, прежде всего, впечатляют размеры корабля — и это официально самый большой из когда-либо построенных эсминцев. Создается впечатление, что внутри масса свободного места. 

«Его водоизмещение 16 тысяч тонн, длина — 186 метров, ширина — почти 25. И вы можете подумать, что все тут должно быть просторным, — говорит капитан Джеймс Кирк (James Kirk), который, как ожидается, будет командовать кораблем. — Но когда вы поднимитесь на борт Zumwalt, то увидите, что он буквально забит оборудованием, необходимым для его работы и выполнения боевых задач». 

Чуть ниже уровня палуб находится большой и широкий коридор основной палубы, предназначенный для быстрого и легкого перемещения провианта и боеприпасов в помещения для хранения, находящиеся ниже. Носовая часть корпуса занята оборудованием автоматической перезарядки и магазинными коробками для двух корабельных 155-мм пушек артиллерийских установок — это самые большие размещаемые на кораблях пушки со времен Второй мировой. 

Пушки находятся на центральной линии палубного пространства, там, где у других кораблей УРО находятся установки вертикального пуска (УВП) ракет. На новом эсминце ячейки УВП расположены по бокам от пушек, по периметру судна в носовой и кормовой частях. Артиллерийские установки и УВП занимают основное пространство в носовой части корабли. 

Ближе к середине эсминца похожий на нож нос корабля переходит в широкий корпус, наполненный доверху силовым оборудованием. Zumwalt оснащен электрической силовой установкой мощностью 78,5 МВт, выполненной по принципу полного электродвижения, впервые применяемой на эсминцах. Энергетические установки размещаются вдоль всего корабля, что позволяет эффективно распределять электроэнергию между двигателями, системами датчиков и вооружением. 

Мостик находится довольно низко. На уровне О2, в его помещении будет находиться как минимум три вахтенных офицера. Судостроители уже установили специально разработанные иллюминаторы — узкий нос корабля будет скорее резать волны, чем переплывать их по гребню, поэтому они должны выдерживать мощные потоки воды. 

Позади мостика начинает принимать окончательный вид командный пункт корабля — его решено сделать двухуровневым. Здесь будет находиться больше человек, чем в любом другом месте на эсминце. Некоторые из них будут работать на уровне О3 (полуэтаж). 

Как и ожидалось, машинное отделение огромно, но практически все пространство занято оборудованием. Энергетическая установка включает два основных газотурбогенератора с турбинами Rolls-Royce MT-30, два вспомогательных MT-5 и два всережимных электродвигателя. 

На корме под полетной палубой находится лодочный отсек для двух 11-метровых надувных лодок с жестким корпусом, размещающихся на пандусе, плюс еще одна над ними. Спуск лодок на воду осуществляется через люки в транце (плоский срез кормы), крышки которых, откидываясь, удлиняют пандус — подобное решение упрощает их приведение в рабочее состояние на скорости эсминца до 13 узлов. 

Многие системы Zumwalt оснащены системами, которые могут открываться, выдвигаться, подниматься или опускаться. Буксируемые системы гидроакустического обнаружения и средства радиоэлектронного подавления торпед будут установлены в кормовой части. Боковые люки для пополнения расходных ресурсов в пути будут открываться для доступа к устройствам погрузки, специальные радары будут подниматься на выдвижных мачтах. 

За исключением полетной палубы моряки будут редко появляться на поверхности корабля во время движения эсминца. Леерные ограждения передней палубы после выхода в море будут задвигаться внутрь. Все швартовочные и погрузочные системы спрятаны за люками в корпусе. 

Единственная уступка традициям была сделана для флагштока, находящегося у переднего края верхнего среза надстройки — на ней будет подниматься государственный флаг. К подобному компромиссу пришли еще и потому, что в процессе утверждения окончательного проекта было решено отказаться от использования на этой площадке небольшого конического контейнера с датчиками. 

Несмотря на то что Zumwalt непохож на другие эсминцы, капитан Кирк считает, что он легко интегрируется во флот. 

«Во многих отношениях это многоцелевой эсминец, способный выполнять те же типы задач, которые под силу крейсерам и эсминцам типа Arleigh Burke, — рассказывает Кирк. — Что делает его исключительным, так это развиваемая мощность, живучесть, которая является следствием многих конструктивных особенностей. И, наконец, пушка. Это уникальное решение». 

По словам Кирка, хотя пушки корабля и не предназначены для стрельбы по движущимся целям, благодаря им эсминцы типа Zumwalt получают совершенно новые возможности. 

«Когда у вас на борту сотни боеприпасов, ваши возможности влиять на происходящее значительно возрастают, — объясняет офицер. — Если вы имеете кучу ракет Tomahawk и 600 артиллерийских выстрелов, способных поражать наземные цели на большом расстоянии, у вас огромное преимущество. И я думаю, что это уникальное предложение». 

Есть область применения в которой возможности эсминца будут не так велики — речь идет о прикрывающей другие корабли противовоздушной обороне в зоне конфликта. 

«Да, они ограничены, — признает Кирк. — Систему ПВО на Zumwalt не сравнить с крейсером. Но ее возможности тем не менее приемлемы. По всем показателям средства ПВО имеют неплохие характеристики, но они имеют иную дальнобойность, так как пришлось отказаться от радара объемного обзора. Вы не сможете иметь те же возможности, какие имеются на эсминцах или крейсерах с радарами Aegis SPY-1». 

По словам Кирка, полетная палуба Zumwalt почти в два раза превышает размеры полетной палубы эсминцев типа Arleigh Burke: «С учетом того, что мы можем брать с собой еще и спецназ, это просто замечательно. Если есть проблема военного характера, которую мне нужно решить, то есть и задачи для выполнения которых Zumwalt подойдет лучше, чем другие корабли». 

Есть важный вопрос: как поведет себя эсминец с необычным завалом борта — у Zumwalt корпус сужается выше ватерлинии — в открытом океане. 

«Эта форма корпуса будет иметь различные характеристики остойчивости, связанные с видом выполняемых маневров. И мы будем учитывать это, — говорит Кирк. — Я уверен в том, что у нас будут все инструкции и техническая информация, необходимые для управления эсминцем в зависимости от погодных условий». 

По мнению Кирка, Zumwalt, как и любой другой корабль, будет иметь ограничения в мореходных качествах: «Если вы знаете уровень волнения моря и имеете определенную скорость хода, динамическая остойчивость корабля подвергается определенным рискам. Вам нужно убедиться, что вы используете корректную скорость и угол поворота для того, чтоб снизить эти самые риски. И мне приятно осознавать, что мы знаем как управлять этим кораблем в любых морях». 

Изменения в конструкции 

Джеймс Дауни (James Downey), руководитель программы DDG 1000, из Управления по разработке морских систем ВМФ США (NAVSEA), контролирует работу группы инженеров, которые отвечают за техническую составляющую программы. Он отмечает все ключевые изменения в проекте или концепции, которые имели место. 

«В 2010 году мы отказались от радара объемного обзора, РЛС S-диапазона, входящей в двухдиапазонную радиолокационную систему, и оставили только радар X-диапазона SPY-3, который был модифицирован Raytheon с тем, чтобы расширить его возможности, — рассказывает Дауни. — Система, установленная на острове Уоллопс в штате Вирджиния, будет протестирована в следующем году на испытательном корабле Paul F. Foster, который уже помог провести серию испытаний SPY-3. Те, прошлые тесты показали действительно хорошие результаты». 

Ряд других изменений позволил проектировщикам снизить вес надстройки на 50 тонн, что позволит отказаться от композитов в пользу стальной конструкции при постройке Lyndon B. Johnson, третьего корабля типа Zumwalt (второй эсминец был назван в честь Майкла Мансура). 

Еще одна возможность снизить вес появилась после изменений, связанных с артиллерийскими установками, предназначенными для непосредственной обороны корабля. Изначально для этих целей планировалось использовать 55-мм пушку Mark 110 — подобные орудия используются в качестве основных корабельных АУ на боевых кораблях прибрежной зоны и кораблях Береговой охраны США типа Legend. 

По словам Дауни, он также в качестве возможного варианта рассматривал 30-мм орудия Mark 46, установленные на десантных транспортах-доках типа San-Antonio: «Эта установка вдвое меньше весила и стоила. И к тому же имела лучшие боевые параметры, чем 57-мм орудие. Я попросил инженеров сделать шаг назад и проанализировать эту ситуацию». 

Результаты показали, что возможности Mark 110 были преувеличены, в то время как 30-мм орудие недооценили: «Они увидели систему, которая больше не отвечает требованиям, и ту, которая справляется с ними». Полученная выгода от использования Mark 46 — снижение веса на 24 тонны. 

Продолжает обсуждаться и численность экипажа. В жилых помещениях установлены 186 коек, но официально экипаж корабля состоит из 130 человек, плюс — 28 человек, входящих в авиаотряд. По мнению Дауни, дальнейшее развитие программы может привести к расширению команды. Так, уже на сегодняшний день представлен вариант с дополнительными 17 членами экипажа, что с учетом авиаотряда увеличивает его общую численность до 175 человек. 

В дополнительный набор могут попасть представители инженерных профессий, специалисты в области артиллерийского дела, технологий информационных систем, сетей и коммуникаций — решение должно быть принято в сжатые сроки, с тем чтобы соответствующие расходы были включены в бюджетную заявку на 2016-й фискальный год. 

Еще несколько коек будет предоставлено командованию и группам специальных операций. Изначально на Zumwalt не было запланировано никаких специальных помещений для нужд командования, но на эсминце имеются каюты для командующего эскадрой и небольшого штаба из шести офицеров. Еще одна особенность корабля — наличие места для размещения до 14 человек, входящих в группы специальных операций, и их оборудования. 

Предполагалось, что командовать эсминцем должен будет морской офицер в звании коммандера — как это принято в ВМС США. Но теперь ситуация изменилась и управление кораблем будет доверено лишь офицеру в ранге кэптена — что характерно для крейсеров. 

Дауни объясняет такое решение тем, что корабль представляет собой «весьма ценный актив, оснащенный сложнейшими системами, управление которыми требует от моряков, офицеров и персонала очень высокого уровня выучки». 

DDG 1000 представляет собой фантастически дорогую программу — когда все три эсминца типа Zumwalt будут приняты на вооружение, сумма расходов ВМС США на НИОКР, закупки материалов и оборудования, а также строительство составит около $22 млрд. Изначально планировалось построить 32 корабля этого типа, затем 24, потом 7... Наконец остановились на трех эсминцах. ВМС утверждают, что стоимость одного корабля составит в среднем $3,3 млрд, но многочисленные критики говорят о том, что ценник может вырасти до $5 млрд за эсминец и даже преодолеть эту отметку. 

Эти предсказания пока еще не сбылись и, по мнению Джеймса Дауни, расходы составят около $3,4 млрд. 

Весной следующего года Bath Iron Works впервые выведет Zumwalt в открытое море и начнет серию инженерных и системных испытаний, которые продлятся все лето — ВМС надеются получить новый эсминец до конца 2015 года. 

Но даже к тому времени строительство корабля не будет окончено — доводки будут ожидать боевые системы и вычислительные комплексы.